Ситуации равновесия по спросу и предложению

Периоды изменения ситуации на рынке

Рис. 2. Кривая предложения

Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:

величина издержек, производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уро­вень издержек производства (затрат) зависит от применя­емой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субси­дий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.

Эластичность предложения по цене — чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

Коэффициент эластичности предложения по цене Е показыва­ет, на сколько процентов изменится величина предложения това­ров Q при изменении цены единицы товара на 1 %.

Es = изменение количества предлагаемой продукции / первоначальное количество предлагаемой продукции: изменение цены / первоначальная цена.

Эластичность предложения по цене зависит, прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены

мгновенный — реализации подлежит товар, изготовленный под установившуюся рыночную цену, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос и оно абсолютно неэластично;

краткосрочный — с изменением цены производитель может изменять величину предложения за счет изменения перемен­ных факторов производства; пред­ложение становится эластичным

долгосрочный — создаются но­вые производственные мощности, входят в отрасль новые фирмы, и предложение в этот период наиболее эластично.

Рыночное равновесие — состояние рынка, характеризуемое н а личием сбалансированности (равновесия) спроса и предложе­ния.

стабильное — нарушенное рыночное равновесие восстанав­ливается опять;

нестабильное — нарушенное рыночное равновесие остается таковым на протяжении длительного периода (хронический то­варный дефицит и покупательский спрос продолжительное вре­мя не удовлетворяются);

рынок потребителя — устойчивое превышение предложе­ния над спросом (конкурируют производители за лучшее и бо­лее полное удовлетворение запросов потребителей);

рынок производителя — устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).

Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной (Pe), а соответствующий ей объем продукции — равновесным (Qe).

А.Маршалл: «когда спрос и предложение пребыва­ют в равновесии, количество товаров, производимых в единицу вре­мени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

Равновесная цена

Рис.3. Рыночное равновесие

При цене P е рынок находится в равновесии: объем продукции, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению

Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию.

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое точное равновесие будет нарушаться.

Изменение спроса при постоянном предложении оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства.

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (увеличение предложения снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объм, а уменьшение предложения увеличивает цену и снижает равновесный объем.

При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:

• предложение растет больше, чем растет спрос;

• предложение растет меньше, чем растет спрос;

• предложение и спрос возрастают одинаково.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow