Периоды изменения ситуации на рынке
Рис. 2. Кривая предложения
Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:
величина издержек, производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;
налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;
количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.
Эластичность предложения по цене — чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.
Коэффициент эластичности предложения по цене Е показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товаров Q при изменении цены единицы товара на 1 %.
|
|
Es = изменение количества предлагаемой продукции / первоначальное количество предлагаемой продукции: изменение цены / первоначальная цена.
Эластичность предложения по цене зависит, прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены
• мгновенный — реализации подлежит товар, изготовленный под установившуюся рыночную цену, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос и оно абсолютно неэластично;
• краткосрочный — с изменением цены производитель может изменять величину предложения за счет изменения переменных факторов производства; предложение становится эластичным
долгосрочный — создаются новые производственные мощности, входят в отрасль новые фирмы, и предложение в этот период наиболее эластично.
Рыночное равновесие — состояние рынка, характеризуемое н а личием сбалансированности (равновесия) спроса и предложения.
• стабильное — нарушенное рыночное равновесие восстанавливается опять;
• нестабильное — нарушенное рыночное равновесие остается таковым на протяжении длительного периода (хронический товарный дефицит и покупательский спрос продолжительное время не удовлетворяются);
• рынок потребителя — устойчивое превышение предложения над спросом (конкурируют производители за лучшее и более полное удовлетворение запросов потребителей);
• рынок производителя — устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).
Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной (Pe), а соответствующий ей объем продукции — равновесным (Qe).
|
|
А.Маршалл: «когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».
Равновесная цена
Рис.3. Рыночное равновесие
При цене P е рынок находится в равновесии: объем продукции, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению
Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию.
Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое точное равновесие будет нарушаться.
Изменение спроса при постоянном предложении оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства.
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (увеличение предложения снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объм, а уменьшение предложения увеличивает цену и снижает равновесный объем.
При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:
• предложение растет больше, чем растет спрос;
• предложение растет меньше, чем растет спрос;
• предложение и спрос возрастают одинаково.