• величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.
• при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");
• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется коэффициентом эластичности (Еd) – определяется как отношение процентного изменения количества продукции на которую изменяется спрос, к процентному изменению цены
Ed=изменение количества спрашиваемой продукции/первоначальное количество спрашиваемой продукции: изменение цены / первоначальная цена.
Эластичность | Соотношение изменения спроса и цены | |
коэффициент | ||
Совершенно неэластичный спрос | Е=0 | Цена растет (падает), спрос постоянен |
Неэластичный спрос | Е< 1 | Цена растет (падает) больше, чем спрос |
Эластичный спрос - | Е> 1 | Цена растет (падает) меньше, чем спрос |
гЕдиничная эластичность спроса | •Е= 1 | Спрос и цена изменяются в равной степени |
Совершенно эластичный спрос | Е=оо | Спрос растет (падает), цена постоянна |
Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:
• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);
• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;