• заменяемость — спрос на товар, имеющий больше товаров-субститутов, будет более эластичным;
• удельный вес в бюджете потребителя — при большем удельном весе данного товара в бюджете при прочих равных условиях эластичность спроса на этот товар будет выше;
• временной фактор — с течением времени спрос становится более эластичным:
• вкусы и предпочтения потребителей консервативны и необходимо время для адаптации;
• доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар, нет выбора, и товар покупается по цене на данный момент;
2. Перекрестная эластичность — эластичность, показывающая, как изменяется спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 % (для товаров-комплементов она отрицательна, т.е. увеличение цены на один из них вызывает снижение спроса на другой). Если:
Е > 1, то товары.а и b — взаимозаменяемые;
Е < 1, то товары а и b — взаимодополняемые;
Е = 1, то товары а и Ь — независимые друг от друга.
3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода
|
|
Ei = процентное изменение величины спроса / процентное изменение величины дохода
Классификация товаров по эластичности спроса по доходу
• при Е.<0 – товары низшей категории (отражает сокращение производства в соответствующих отраслях);
• при 1<Е>0 – товары первой необходимости;
• при Е>1 – нормальные товары (предметы роскоши) –представляет ситуацию активного развития отраслей, производящих эти товары.
Предложение: понятие, факторы, эластичность
Предложение (S – supply) — количество товаров, которое предлагается на рынке в определенный промежуток времени при определенных условиях.
Величина (объем) предложения – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить в данный промежуток времени при определенных условиях
Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение величины предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.
S=f(p); f(p)>0.
Кривая предложения — представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и его рыночной ценой.
Кривая предложения S отражает прямую зависимость между ценой товара Р и объемом его предложения Q на рынке. Тенденция к увеличению предложения при росте цен объясняет что предприниматели получают добавочную прибыль и имеют возможность расширить производство. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в данную отрасль новых производителей.
Количество товара, ед.