Информационные процессы в организационно-экономической сфере

Главная особенность современного этапа развития общества заключается в его информатизации, цель которой – внедрение компьютеров и средств связи во все сферы деятельности человека.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Процесс информатизации в РФ регулируется рядом законов. Основные из них – «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) и «Об участии в международном информационном обмене» (1996 – в ред. 2003).

В 1994 – 1995 гг. была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России. Под единым информационным пространством России понимается «совокупность баз и банков данных, технологий их внедрения, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов…обеспечивающих информационное удовлетворение граждан».

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Цель информатизации – изменение уровня жизни общества за счет повышения эффективности использования всех видов знаний, обрабатываемых с помощью компьютеров, что ведет к росту интеллектуального потенциала самого общества. Объективность процесса информатизации вытекает из закона разнообразия У.Р.Эшби: «разнообразие механизмов управления системой должно соответствовать разнообразию самой системы». Применительно к управлению: «Сложность механизмов управления системой – обществом, предприятием, цехом, банком и т.д. – должна соответствовать сложности управляемой системы. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создают многообразие механизмов управления, которое требуется для дальнейшего развития цивилизации.

Тенденции в развитии информатизации на данном этапе:

1). Слияние компьютеров и средств коммуникаций. В результате появился феномен под названием «инфокоммуникационные технологи». В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики – сетевой. В докладе Европейской комиссии по стратегическим исследованиям сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли или просто для удовольствия.

2). Следующая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения, т.е. отказа от закрытости и перехода к открытым программным и другим системам. Открытой называется система, которая взаимодействует с другими в соответствии с принятыми стандартами. Чтобы быть конкурентоспособным, программный продукт должен обладать свойствами открытой системы, в частности:

- способностью унифицированного обмена данными между разными компьютерами;

- переносимостью прикладных программ на различные компьютерные платформы;

- возможностью смены одного компьютера на другой без затруднений.

Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные.

Социальные проблемы заключаются: в ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, что сдерживает массовое внедрение средств информационного обслуживания в различных сферах деятельности; отсутствие развитой инфраструктуры информатизации; низкой компьютерной грамотности населения.

Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические.

Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие:

- поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества;

- адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (искусственного интеллекта);

- интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека, с помощью интеллектуальных технологий.

Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления и производство.

Знание тенденций в развитии процесса информатизации позволяет правильно выстраивать стратегические и оперативные планы развития как информационного бизнеса в целом, так и развития отдельных информационных систем (ИС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: