Проблема познаваемости мира

Различают два вида языка: естественный и искусственный

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение наши мысли. Он является способом сохранения и пе­редачи информации и средством общения. С помощью языка, который особым образом материализует наши мысли, мы позна­ем объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, за­меняющие названные объекты. Эти элементы играют роль пред­ставителей объектов познания в мышлении, являются знака­ми предметов, свойств или отношений

В силу этого язык может рассматриваться как знаковая си­стема, служащая для фиксации, хранения, обработки и пе­редачи информации

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (русский, украинский, армянский и др.)

Искусственный язык создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки логики, языки программирования и др.).

В естественном языке знаками являются слова и словосоче­тания, в искусственном — те или иные символы. Один из важ­нейших аспектов языка — его семантика» а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его пред­метное значение и смысл.

Предметное значение — это объект (отдельный предмет или некоторый их класс), представителем которого является знак.

Смысл знака — это такая совокупность признаков, которая вполне позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языко­вых знаков. Она может быть воплощена в тот или иной художе­ственный образ, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

Мышление можно рассматривать как процесс оперирования понятийными или конкретно-чувственными образами.

Основными функциями любого языка являются следующие:

- коммуникативная (средство, общения, средство выражения, хранения и передачи информации).

- Гносеологическая (средство мышления, средство получения нового знания).

Процесс познания является атрибутом человеческой жизни. Познание есть воспроизводство действительности в форме знания. Несомненно, познание является информационным процессом, но не сводится к нему. В реальных отношениях вещей, предметов и состояний мира тоже происходит накопление, хранение и обмен информацией, что в значительной степени обуславливает сохранение и воспроизводство живого вещества Вселенной. С появлением человека как рода формируется особый способ постижения действительности, - знание, с помощью которого человек обустраивает социокультурную реальность собственного бытия, по сути своей выходящую за пределы природного бытия мира. Существенная роль здесь принадлежит целенаправленной предметно-преобразующей деятельности, благодаря которой процесс получения знания детерминируется рядом фундаментальных условий:

1) осознанной целью, которую выдвигает человек в процессе деятельности;

2) социокультурно-значимыми потребностями и интересами, которые в значительной мере способствуют выработке целевой установки;

3) конкретно-исторической ситуацией развития общества, выражающей себя в социокультурной программе, которая, в свою очередь, представлена как сложно организованная иерархия экономических, политических и духовных программ воспроизводства социума.

Термин «гносеология» как обозначение теории познания появился в философии достаточно поздно, - только в XIX веке, хотя сама проблема познаваемости мира возникает вместе с философией. Использовался иной термин –«эпистемология», в рамках которой и разрабатывались теоретико – познавательные проблемы. В настоящее время проводится различение этих терминов.

Эпистемология исследует знание как таковое. Она исходит из объективных структур знания и пытается ответить на вопросы: как устроено знание? Каковы механизмы реализации знания в теоретической и практической деятельности? Каковы типы знания? Каковы законы жизни знания? Начиная с античных времен и вплоть до Нового Времени исследование познания велось с позиций эпистемологии. Новое Время проявляет интерес к сознанию как индивидуальной способности человека познавать мир. Формируется интерес к познавательным отношениям субъекта и объекта, вводятся субъектно-объектные схемы. По сути дела, на передний план выдвигаются гносеологические проблемы, которые можно разделить на два уровня:

1) что является подлинным предметом знания – мир или наши идеи?

2) может ли гносеологический субъект познать этот предмет?

Ответы на эти вопросы породили определенные методологические установки:

1. Гносеологический оптимизм, основанный на реальном жизненном опыте, практической деятельности и успехах научного познания. Он выражает себя в уверенности возможного постижения истины, признания бесконечности процесса познания и утверждении того факта, что в любом знании есть нечто достоверное.

2. Гносеологический пессимизм, тоже опирающийся на жизненный опыт и естественно-научный эмпиризм. Однако сторонники этого подхода утверждают, что всегда за пределами познанного есть что-то непознанное, причем границы его постоянно расширяются. Процесс познания рассматривается как сложное взаимодействие незнания и знания и допускается возможность существования принципиально недоступных для человека познающего областей бытия мира. (прошлое и будущее; некоторые физические реалии типа иных миров; метафизические проблемы типа смысла бытия, смерти, жизни после смерти и т.д.). Иначе говоря, присутствует тенденция к признанию тайны (тайн) мира.

3. Агностицизм, который, не отрицая значимости жизненного опыта и научных достижений, приводит к выводу о принципиальной непознаваемости мира самого по себе. В классическом варианте он представлен двумя учениями – скептицизмом (Д. Юм) и кантианство (И. кант).

Скептицизм Д. Юма основан на двояком сомнении по поводу роли ощущений в познавательном отношении: во-первых, действительно ли они отражают и тем самым «передают» человеку реальную информацию о предметах мира и во-вторых, какова природа наших ощущений, каков их источник? Не отрицая сам процесс познания, скептицизм выражает сомнение в его достоверности.

Кантианство, признавая мир объективно реальным, превращает его в «вещь – в – себе», сущность которого недоступна познанию. Поэтому познание рассматривается как процесс духовного производства знания благодаря активности сознания субъекта. Влияя на нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и внутреннюю активность человеческого познания. Даже опытное знание, по Канту, внутри себя содержит активность субъекта. Следовательно, существуют особые априорные (знания, полученные независимо от опыта, присущие сознанию изначально) формы, имеющие всеобщий и необходимый характер. На уровне чувственности – это пространство и время, на уровне рассудка – категории качества, количества, модальности, отношения, на уровне разума - законы и принципы. Таким образом, каждый человек, вступая в познавательное отношение, как бы заранее обладает существовавшими до него формами, которые являются идеалом всеобщности и необходимости. Познание превращается в процесс конструирования условий любого опыта нашей познавательной способностью, поскольку априорные формы обеспечивают всеобщность и необходимость знания, но не делают его копией, отражением вещей.

Современная гносеология более склоняется к позиции гносеологического оптимизма. Однако следует указать на некоторые особенности современной теоретико-познавательной деятельности.

1. Идея практического отношения к миру, предложенная марксистской философией, является центральной в современной гносеологии. Это значит, что познание рассматривается как активная (материальная и духовная) деятельность субъекта, направленная на изменение объекта с целью раскрытие его сущности. При этом субъект рассматривается как социальный феномен, носитель индивидуальных и общественных интересов. В познавательное отношение включаются не только субъектно-объектные, но и межсубъектные отношения. Социальность субъекта познания выражается в том, что его деятельность упорядочена социокультурной программой (систематизированным пластом знания, целями, интересами и т.д.). Объект познания включается в познавательное отношение в форме деятельности, а значит, любое знание коррелятивно деятельности субъекта. Познание и его результат – это единство субъективного и объективного, причем объективные характеристики предмета выявляются через субъективную деятельность человека.

2. Признавая значимость марксистской теории практики, современная гносеология особое внимание уделяет проблеме эффективности деятельности. В рамках этого подхода определенное значение имеет ПРАКСЕОЛОГИЯ как философская концепция деятельности, общая теория организации деятельности. Разрабатываются нормативные системы действия, особое внимание при этом обращается на методологию деятельности (результативность, продуктивность, надежность, последовательность и т.д. деятельности и действия).

3. В рамках современной гносеологии широко представлены эпистемологические исследования. Это вызвано интересом к знанию как продукту познавательного отношения. Дело в том, что отношения знания и объекта выходят за рамки чисто гносеологических ситуаций. В настоящее время существуют комплексные практики, в которые включаются процессы инженерии, проектирования, управления, обучения, воспитания и т.д. В этих случаях отношения истинности дополняются или даже замещаются другими: непротиворечивости, полноты, интерпретируемости, реализуемости. Более сложной становится типология знания (от обыденного до эзотерического). Научное знание более не рассматривается как основной тип знания, а следовательно, возникает проблема вненаучного знания. И, наконец, требуется исследовать семиотическую структуру знания. Семиотика - учение о производстве, строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию.

Существование новых способов получения, обмена, хранения и переработки информации (к примеру INTERNET) требует включения этих систем в уже существующие познавательные отношения.

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание возникает в результате непосредственного взаимодействия между человеком и окружающим миром и существует в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение возникает в результате непосредственного контакта органа чувств человека с воспринимаемым предметом и отражает отдельные свойства или качества этого предмета. Это выражено даже лингвистически: мы говорим - я ощущаю шероховатость поверхности, я ощущаю дуновение ветра, я ощущаю приятный запах, но не говорим – я ощущаю лес или картину. Существует 5 типов ощущений (зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые). Характер ощущений двоякий: с одной стороны, оно предполагает обязательное наличие предмета ощущений и основывается на определенной физиологии, поэтому ощущения объективны. С другой стороны, ощущения субъективны, могут варьироваться у различных людей, отражая их индивидуальные физиологические особенности (например, дальтоники не различают красный и зеленый цвет) и даже некоторые культурологические особенности (например, художник может различать гораздо большее количество оттенков цвета). Таким образом, ощущение есть субъективный образ объективного мира.

Восприятие – более сложный уровень чувственного познания. Восприятие, также как и ощущение, возникает только в результате непосредственного контакта с предметом, но отражает уже не отдельные свойства или качества предмета, а формирует его целостный образ. Формирование восприятий – это гораздо более сложный, чем ощущение, познавательный акт. В процессе восприятия человек, получая непосредственную информацию из окружающей действительности, соотносит ее с определенными категориями (качество-количество, причина-следствие, необходимость, часть-целое и др.). Восприятие – это уже определенная схематизация предмета с целью выделения в нем устойчивых (инвариантных) признаков.

Представление – промежуточное звено между чувственным и рациональным познанием. Представление, также как и восприятие, дает нам целостный образ предмета, но уже без непосредственного контакта с этим предметом. Основным механизмом возникновения представлений являются механизмы памяти, а также воображения. Представление воспроизводит предмет не во всей совокупности его свойств и признаков, а выделяет лишь наиболее типические признаки. Представление – это всегда обобщенный образ предмета.

Отличительной чертой чувственного уровня является его эмоциональная окрашенность; с помощью ощущения, восприятия и представления человек не только познает, но также переживает и оценивает мир.

Рациональное познание также реализуется на трех уровнях: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма рационального познания, в которой фиксируются общие и существенные признаки предмета. Понятие – это результат абстрагирующей способности разума, оно лежит в основе такой важной логической процедуры как обобщение. На основе понятий предметы обобщаются в классы. Понятия выделяют в предмете его сущностные, а, следовательно, устойчивые признаки. Понятия фиксируются в категориях как разговорной, так и научной лексики и выражаются посредством слова-существительного.

Суждение – форма рационального познания, реализующаяся через связь понятий, т.е. оно фиксирует наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, связей и отношений. В логике суждение записывается как «S есть P», где S выражает предмет мысли, а P – свойство предмета мысли. Например, в суждении «Воскресенье – выходной день» предметом мысли является воскресенье, а тем признаком, которым оно обладает – выходной. Одна из важнейших функций суждения – их способность выступать в качестве определений. В языке суждение выражается посредством предложения, следовательно, именно суждение является основной лексической единицей.

Умозаключение – форма рационального познания, отвечающая за «рост» знания, т.е. посредством умозаключения происходит переход от знания менее полного к знанию более полному и достоверному. Умозаключение представляет собой связь двух и более суждений. По форме умозаключения делятся на дедуктивные (наибольший вклад в их разработку внесли Аристотель и Декарт), индуктивные (велика роль Фр.Бэкона) и умозаключения по аналогии. Отличительная черта дедуктивных умозаключений – при соблюдении правил логики они дают достоверное, т.е. 100% знание, поэтому именно дедуктивные умозаключения лежат в фундаменте научного научного знания. Все законы, теоремы, аксиомы и т.п. являются дедуктивными умозаключениями. Умозаключения индуктивные и по аналогии имеют вероятностный характер.

Подразделение процесса познания на выделенные два уровня имеет относительный характер; в процессе реального мышления они диалектически взаимосвязаны. Это проявляется в том, что рациональное познание базируется на чувственном, а чувственное всегда определенным образом терминологически представлено, т.е. несет в себе значительные элементы рационального знания, в первую очередь – понятийного.

Взаимосвязь чувственного и рационального проявляется также в том, что на обоих уровнях имеет место интуиция. Важно помнить, что единство чувственного и рационального обусловлено преобразующе-практической деятельностью общественного человека, включенностью процесса познания в социокультурную динамику бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: