Общая характеристика рационализма

Однако развитие науки в XVII веке показало, что индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, не может дать всеобщего и необходимого знания. Нельзя делать чрезмерный упор на эмпирические методы исследования и недооценивать при этом роль рационального начала в познании и, прежде всего, в математике. Наука не могла развиваться строго эмпирическим путем еще и потому, что для этого требовалось не только наблюдение, но и эксперимент. Однако проведение эксперимента предполагает конструирование идеальных объектов, что также невозможно без использования математического знания.

Все эти проблемы составили предмет исследования французского мыслителя Рене Декарта (1596 - 1650), который подчеркивал значение рационального метода в познании. Поэтому его считают основоположником рационализма (лат. ratio - разум). Отправным пунктом для Декарта становится сомнение в достоверности всего, что прежде считалось несомненным. Однако это - сомнение не ради сомнения, а ради достижения достоверного знания. При этом философ исходит из того, что можно сомневаться во всем, кроме самого сомнения. Но сомнение - это акт мышления, ибо сомневаясь, я мыслю. Поэтому существование моего сомнения достоверно доказывает существование мышления. Отсюда исходный пункт декартовской философии: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, значит, я существую»). Это положение - основа, на которой может быть воздвигнуто все здание достоверного знания.

Итак, cogito - это первая интуиция ума, характерной чертой которой является ясное и отчетливое представление, исключающее всякое сомнение. Но помимо нее, в уме существуют и другие интуиции - врожденные идеи, или истины, к которым относится существование Бога и ряд аксиом. Врожденная идея Бога в качестве понятия о существе всесовершенном, по Декарту, обладает наибольшей достоверностью по сравнению со всеми другими. И поскольку всемогущий и всеблагой Бог не может нас обманывать, то существование чувственно воспринимаемого мира является также достоверным. Таким образом, правдивостью Бога обусловливается сама возможность познания.

Так как основу познания составляет небольшое количество аксиом (врожденных идей), то все остальное знание получается путем дедукции. При верном выборе аксиом будет истинным и каждое выводимое из них положение. Однако вооруженный достоверными средствами мышления - интуицией и дедукцией - разум может достигнуть необходимого и всеобщего знания только в том случае, если он будет руководствоваться истинным методом, который опирается на четыре основных требования: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо и не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему, или задачу, на составляющие ее частные проблемы, или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Как основоположник рационализма Декарт уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Начала, или принципы, природы он перенес из объективного мира в человеческий разум. Это позволило применить к познанию вещей математические методы. Так декартовская философия становится методологическим основанием математизации естествознания, его моделирования.

В рационалистическую методологию внес значительный вклад и Бенедикт Спиноза (1632 - 1677). В своем трактате «Этика» он призывает различать два класса идей. Одни возникают в нашем представлении, воображении и связаны с нашими чувствами. Другие - являются принадлежностью нашего разума. Чувственные идеи (идеи первого класса) порождаются «беспорядочным (смутным) опытом». Они субъективны, но не ложны, ибо отражают в какой-то мере объективную природу вещей. Однако в силу субъективного восприятия последних эти идеи имеют невполне адекватный характер, а посему их частичная истинность не может претендовать на абсолютную достоверность. Ценность этих идей состоит в том, что они позволяют констатировать факт явления, не раскрывая его сущность.

Сущность же раскрывается в идеях, которые являются принадлежностью разума. Дедуктивный ум схватывает сущность «изнутри», опираясь на свою логическую природу и силу интуиции. Взаимопроникновения интуиции и дедукции проявляются в общих понятиях, без которых нельзя получить рационально достоверное знание. Интуиция вскрывает сущность вещей, а из последней можно уже вывести их свойства.

Идеи второго класса имеют достоверный характер не только в их отношении к человеческому уму, но и в их отношении к объективному миру. Такую позицию можно определить как панлогизм, как абсолютизацию интуитивно-аналитических способностей и недооценку чувственного знания.

Еще один шаг в развитии рационалистического направления сделал создатель монадологии Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716). Он ставит своей задачей не просто декларировать, а проанализировать и обосновать рационализм. Поскольку «ясность и отчетливость» Декарта страдала субъективной неопределенностью, то Лейбниц снимает ее, подвергая проверке первичные истины с позиции логического закона тождества, а также логического закона противоречия. Полученные истины не выражают все существующее, но зато позволяют выяснить прежде всего возможное и непротиворечивое.

Рационализм Лейбница не игнорировал опыт. Истины опыта философ определяет как истины факта. И они подлежат научному осмыслению с учетом закона достаточного основания. Этот закон, по его мнению, является базой принципа причинности, или каузальности. Размышляя над данным законом и выявляя его отличие от законов тождества и противоречия, Лейбниц в работе «Новые опыты о человеческом разуме» отмечает важность исследования степени вероятности истины факта, природа которого, как правило, случайна.

Но сколь ни велика ценность истин факта, она имеет сугубо практическое значение и уступает истинам разума, значимость которых несоизмерима по сравнению со случайными истинами, ценность которых определяется законом достаточного основания.

Итак, в центре внимания философии XVII века оказались проблемы познания и особенно проблема метода. Однако поскольку в этот период гносеология еще не оторвалась от своего онтологического корня, то учение о субстанции составляет один из центральных моментов в концепциях как эмпириков, так и рационалистов. Все они разделяют убеждение в том, что мышление человека постигает бытие; и сомнение в этом возникает лишь у Дж.Локка, который стоит у истоков скептицизма Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: