Особенности Просвещения как идеологического течения

В начале второй трети XVIII столетия в странах Европы и, прежде всего во Франции, начинается период в развитии идеологии и философии, который принято называть эпохой Просвещения. Она характеризуется борьбой против отживших феодально-абсолютистских порядков, против всякого рода религиозных и социально-политических предрассудков, против нетерпимости и фанатизма. И.Кант определил просвещение как «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине».

В данное время, как никогда прежде, проявляется доверие к человеческому разуму и зарождается своеобразная «мессианская» традиция, согласно которой Разум занимает место Евангелия. Благодаря этому человеческая мысль становится автономной и свободной. «Современное мышление, пробудившееся к осознанию собственного совершеннолетия, - пишет В.Виндельбанд, - требовало повсюду права самому предписывать себе законы, находить при помощи разумного размышления принципы всякой деятельности и не признавать над собой никакого иного судьи».

Как культурно-идеологическое течение Просвещение было весьма пестрым и неоднородным. Трудно указать такой вопрос, по которому мир просветителей не был бы расколот на диаметрально противоположные позиции. Но в то же время все деятели Просвещения были критически настроены против феодально-абсолютистской и клерикальной идеологии. И сколь бы ни были велики разногласия между ними, по крайней мере в трех отношениях они занимали одинаковую позицию: 1) все они весьма негативно относились к официальной идеологии и к официальным порядкам - к феодальному мировоззрению, к феодальной системе ценностей, к феодально-абсолютистским устоям; 2) все они считали, что время их жизни - переломная эпоха, эпоха приближающегося торжества разума и полной победы просветительских идей; 3) все они были убеждены, что история возложила на них особую миссию - своей активной деятельностью помочь сокрушению изжившего себя образа мыслей и образа жизни и одновременно способствовать утверждению разумных и справедливых отношений между людьми.

Отсюда энергичная деятельность просветителей, направленная на то, чтобы широко распространить свои идеи и знания, побудить как можно большее число индивидов самостоятельно мыслить, отказаться от бездумного следования всему внушаемому им духовными и светскими властями. Стремление сделать свои смелые учения достоянием как можно большего количества людей существенно отличает просветителей от передовых умов XVII в., предназначавших свои идеи в основном небольшой образованной части общества.

Характерная черта всех представителей Просвещения - вера в то, что развитие и распространение подлинных знаний, их практическое применение для более разумной организации общества и более эффективного использования богатств и сил природы в целях удовлетворения нужд человечества позволят успешно разрешить стоящие перед ним проблемы, нашла наиболее яркое выражение и воплощение в «Энциклопедии».

Роль философии в данную эпоху значительно возрастает, поэтому она неслучайно называет сама себя «философской». «Если все стремления этого столетия сконцентрировались в понятии образования и просвещения, то именно от философии ожидали разрешения этих задач» (В.Виндельбанд). Престиж философского знания настолько возрос, что даже многие монархи стремились предстать перед своими подданными «философами на троне».

Теоретическая мысль XVIII века отрицала все знания, лишенные фактического обоснования как предрассудки теологии и метафизики. И прежде всего ставится под сомнение понятие субстанции как метафизическое измышление. Отсюда двойственная трактовка мира. С одной стороны, следуя за Дж.Локком, часть мыслителей приходит к выводу, что объективного порядка в мире не существует. И коль скоро сама природа не предоставляет людям реального принципа упорядочивания вещей, то это становится функцией человеческого ума (Юм, Кант). Другая точка зрения состояла в том, что все явления «связаны с системой мира». При этом сам мир рассматривался не как хаотическое нагромождение изолированных друг от друга предметов, а как единое целое, все элементы которого определенным образом взаимосвязаны (Даламбер, Гольбах).

Что касается учения о человеке, то в большинстве своем просветители считают, что люди по своей природе добры. Поэтому следует лишь изменить несправедливые общественные отношения и законы, как все человеческие пороки исчезнут сами собой. И главным средством является опять же просвещение, а не революция, ибо, становясь более просвещенным, человек, как следствие, становится и более моральным. Одним словом, с помощью просвещения мир будет двигаться вперед не только в материально-экономическом, но и в духовно-нравственном отношении.

Наиболее ярким и радикальным просветительское движение оказалось во Франции. Но оно все же не было первоначальным, поскольку почвой, на которой впервые выросли идеи Просвещения, являлась Англия. Англичане раньше всех европейских народов обрели состояние свободы, закрепленной законом, и начали свою мощную работу в области духовной и материальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: