Противоречия современного НТП
Противоречия НТП:
Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив.
НТП позволяет человеку решить многие проблемы. Но какую цену мы платим за развитие науки и техники? Производство оказывает негативное влияние на здоровье человека, загрязняет окружающую среду. Ускорение темпов жизни ведет к нервным заболеваниям.
Уже в настоящем предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:
- Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.
- Злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной элиты.
- Пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением социального прогресса.
От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в предстоящие десятилетия. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.
Исторический процесс – поступательное самодвижение общества, в результате его жизнедеятельности. Это последовательность событий, складывающаяся в пространстве и времени в результате деятельности людей. Исторический процесс – это социальная форма движения.
Существует две точки зрения на цивилизацию:
1. цивилизация – это этап в развитии общества, который следует за варварством;
2. цивилизация – это социально – этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурной идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.
Цивилизационная концепция.
Авторы: Данилевский (“Россия и Европа”), Тойнби, Хантингтон.
Данилевский выделил 4 признака цивилизаций:
o религиозный;
o политически;
o художественно-культурный;
o социально-экономический.
10 цивилизаций:
Ø Египетская;
Ø Китайская;
Ø Ассирийско-вавилонско-финикийская;
Ø Индийская;
Ø Иранская;
Ø Еврейская;
Ø Греческая;
Ø Римская;
Ø Аравийская;
Ø Германо-романская.
Цивилизации носят замкнутый характер, контакт между ними почти исключен. Развитие цивилизаций циклично. Между ними нет преемственности, взаимовлияния.
Тойнби выделял 30 цивилизаций, а в 50-х годах осталось только 7. Каждая возникает на вызов окружающей среды. Если же ответ адекватен, то будет жить.
Ø Западная;
Ø Православная;
Ø Исламская;
Ø Индийская;
Ø Дальневосточная;
Ø Персы, христиане, монофиситы, иудаисты.
Ø Буддисты, ломоисты.
Возможен диалог между цивилизациями.
1. формационная концепция выделяет концепции формации по объективному признаку – способу производства;
2. Формации позволяют выразить специфику общества на сущностном уровне.
Цивилизационный подход - на уровне явлений.
3. Формации позволяют выделить типологическое единство.
Цивилизационная концепция позволяет фиксировать многообразие, специфику, она не ищет общего.
4. Формационный подход: история и общество движутся от низшего к высшему, т.е. социальный прогресс существует.
Цивилизационная концепция: идея круговорота, нет прогресса.
5. Формационный подход выражает единство, единый мировой закономерный исторический процесс.
Цивилизационная концепция: нет единства человеческой истории.
Эти две концепции взаимно дополняют друг друга.