Рис.1
2) American Economic Review. 1988. V. 78. N 1. P. 216-223.
От состояния образования и культуры в обществе зависит содержание и направление общественного прогресса (Г. Джентис, С. Боулз, В. Розенбаум, Н. Биренбаум, Е. Альтфатер и др.).
Большинство радикальных экономистов связывает разрешение возникающих в обществе благосостояния конфликтов с рынком — "надёжной регулятивной системой, отделяющей экономическую власть от политической в сочетании с корректирующим воздействием государственных структур".*
* American Economic Review. 1988. V. 78. N 1. Р. 222.
Главная функция государства, по их мнению, должна состоять в социальной защите индивидов, которая немыслима без развитой системы образования. Это "должна быть преимущественно университетская система, которая позволяет совместить образование индивидов с суверенитетом рынка".*
* Ibidem.
Для повышения шансов на рынке работник может инвестировать свой доход в целях роста квалификации, уровня образования. Это подробно анализируется в рамках теории "человеческого капитала" Дж. Бекера, Т. Шульца, Дж. Минцера, доказавших связь вложений капитала в рост квалификации и повышения темпов роста экономики и доходов.
|
|
Необходимо в условиях перехода к рынку закрепление за индивидом прав собственности на знания, технологию (публикации, патенты, авторские свидетельства). Приобретать интеллектуальную продукцию на рынке, регулировать рынок через налоговую систему призвано государство. Привлечение в систему образования государственных инвестиций (вклады, безналоговые и беспроцентные кредиты) обусловлено развитием рынков капиталов.
Главным для профессионального образования в нашей стране явится рынок труда. Увеличение расходов на образование наряду с недопущением высокого уровня безработицы всегда считались и считаются в западной теории и практике ключевыми моментами в кризисных ситуациях. В целях роста профессиональной подготовки необходимо создание специальных государственных фондов на основе льготного налогообложения. Обучение основам информатики, иностранным языкам, социальной психологии, экологии, работе на компьютерах, приобретение второй специальности будет облегчать трудоустройство, создаст предпосылки перехода к непрерывному образованию.
Поскольку наивысшую полезность для потребителя товар приобретает, лишь участвуя в мировой конкуренции, проблему индивидуального благосостояния следует решать также на путях активной внешнеэкономической деятельности как отдельных фирм, так и государства. Анализ западных моделей показал, что результатом открытой торговли являются ликвидация отечественного монополиста внешними производителями, снижение цен, рост качества и, как следствие, рост индивидуального благосостояния потребителя. В международных условиях торговли, активно влияющих на благосостояние, особенно важны условия конкуренции, экспортные и производственные убытки, энергичная антимонопольная политика государства.
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ*