Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмо-циональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как вос-приятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельно-сти.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от раз-личных анализаторов – зрительного, слухового, тактильного и др.

Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональ-ность воздействия.

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроиз-ведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. За-поминание тесно связано с забыванием. Установлено, что в среднем за первые де-вять часов полученная информация уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п.

Внимание – это направленность сознания человека на определенные объек-ты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а так-же сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вредностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реа-лизуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является след-ствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетент-ности, а также ошибочного осмысления полученной информации.

При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение.

Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной дейст-вительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причи-нами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности.

Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. От-рицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных си-туаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Поло-жительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и ин-терьера производственного помещения.

Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, пре-одолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций свя-зан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер че-ловека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процес-сами и т.п.).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом челове-ка, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладе-вающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным из-менением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуа-ции действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причи-ной несчастного случая, аварии и т.п.

Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психи-ческих процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной воз-никновения опасных ситуаций – привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основны-ми характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качест-вами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объ-екта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно сопри-касается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокуп-ность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудитель-ных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безо-пасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию.

Мотивация связана с другим понятием безопасности труда – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мо-тивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п.

Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.)

Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются ха-рактер и темперамент.

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологи-ческих свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологиче-ских свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитывать-ся при профессиональном отборе.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенно-стей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: