Сходство услуг в отношении возможности их хранения и транспортировки

Сходство условий производства и потребления услуг.

Производство многих услуг совпадает с их потреблением во временном и пространственном отношении, образуя симбиозную форму «потребительного производства». Это явление обусловливает отсутствие осязаемых результатов производства услуг и затрудняет процесс потребительского выбора. Потребитель может оценить полезность услуги только после акта «производство – потребление» и заранее имеет лишь косвенную возможность для оценки ее качества. Это свойство чрезвычайно важно для маркетинга, так как обусловливает особую значимость его коммуникативного элемента.

Услуги не подлежат хранению и транспортировке. Это свойство увеличивает степень предпринимательского риска во всех отраслях услуг (особенно в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры), а также ставит задачу более точного учета фактора времени и сезонности, «пиковых» нагрузок в течение суток или другого отрезка времени.

Несохраняемость услуг предъявляет особые требования к качеству маркетинговой деятельности. На рынке услуг необходимо более тщательное согласование спроса и предложения приспосабливаться к изменению потребительского спроса.

1.3. Место сектора услуг в современной экономике.

На макроуровне экономика нашей страны может быть разделена на три различных сектора: добывающий сектор, куда входит горнодобывающая и сельскохозяйственная промышленность; сектор производства товаров, включающий производство и строительство; сектор услуг.

Сектор услуг имеет огромное воздействие на экономику. Рассмотрим это воздействие по трем направлениям: трудовая занятость, валовой внутренний продукт, число новых компаний, международная торговля и содействие производству.

Роль, которую играют услуги, рассмотрим на примере экономики США, самой передовой в экономическом отношении страны мира.

Трудовая занятость. Экономика США сегодня характеризуется как экономика услуг, потому, что основная часть рабочего населения занята в секторе услуг. Доля работ в сфере услуг к середине 1990-х годов постепенно достигла 75%, а к 2005 году достигла отметки 80%. Другими словами 80 % рабочей силы сегодня работает в сфере обслуживания.

Рисунок 1.1. демонстрирует резкое увеличение рабочих мест в сфере услуг начиная с 1950 года.

Рис. 1.1. Рост количества рабочих мест в секторе услуг

Валовой внутренний продукт. ВВП – совокупная стоимость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг фирм, расположенных на территории государства. В ближайшие годы услуги составлять более 75% ВВП. Как видно из рисунка 1.2. доля производства товаров установится на отметке около 20%, а услуг – 77%.

Рис. 1.2. Доля услуг в ВВП

Содействие производству. Мы разделили экономику на три сектора, однако эти сектора не являются полностью независимыми друг от друга. Взаимодействие между производством и услугами является наиболее сильным – одно не может существовать без другого. Некоторые услуги не могли бы существовать при отсутствии товаров. Например, услуга по перевозке грузов на строительные площадки не может существовать без транспортных средств, ремонт помещений – без инструментов и оборудования, строительство объектов без услуг проектировщиков, архитекторов, дизайнеров. Некоторые из услуг являются внутренней составляющей товаров, такие как бухгалтерский учет, дизайн, реклама, юридические услуги.

1.4. Причины роста доли услуг в современной экономике.

Существует множество объяснений причин роста услуг. По нашему мнению все они вписываются в следующее:

1. Стремительное развитие технологии привело к появлению все более сложных товаров, в разработке, производстве и эксплуатации которых принимает участие все больше различных организаций, которые специализируются на предоставлении соответствующих услуг.

2. В результате увеличения доходов на душу населения выросла доля средств, затрачиваемых потребителями на разного рода удовольствия: на питание в ресторанах, отпуска за границей, проведение выходных в дорогих отелях. И во всех этих отраслях огромную роль играют услуги. Кроме того, постоянное увеличение части чистого дохода потребителя, предназначенной для расходов по собственному усмотрению после обязательных расходов на налоги и удовлетворение жизненных потребностей способствует быстрому росту спроса на финансовые услуги, такие, например, как услуги инвестиционных и пенсионных фондов.

3. Тенденция к заключению договоров на выполнение работ с внешними фирмами, особенно иностранными или теми, которые не имеют профсоюза, привело к тому, что производители все больше стремятся приобретать услуги, выходящие за пределы прямой компетенции их фирм (например, распределение, складское хранение товаров, общественное питание).

4. Процесс дерегулирования экономики способствовал усилению конкуренции в некоторых отраслях сферы услуг (таких как телекоммуникационные услуги, телевидение, авиаперевозки), в результате чего резко возросла их экономическая активность.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятие «Материальное производство».

2. Что такое «Непроизводственная сфера деятельности?

3. Критерии, используемые для выделения материального производства и производственной сферы.

4. Объясните, почему структурный подход, принятый при выделении отдельных отраслей материального производства не подходит для нематериального производителя?

5. Перечислите общие черты традиционных и относительно новых услуг.

6. Какое место занимают услуги в современной экономике?

7. Объясните причины роста доли услуг в современной экономике?

8. Приведите примеры предложений услуг с использованием строительных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: