Участие отраслей и видов деятельности в создании материальных благ. Содержание тема 1. Введение в дисциплину «маркетинг строительных услуг» 1. 1. Цель

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в дисциплину «Маркетинг строительных услуг»……………  
1.1. Цель, задачи и содержание дисциплины «Маркетинг строительных услуг»………………………………………………………………………  
1.2. Понятия: материальное производство и непроизводственная сфера…  
1.3. Место сектора услуг в современной экономике………………………..  
1.4. Причины роста доли услуг в современной экономике……………........  
Тема 2. Особенности строительной отрасли, определяющие специфику маркетинговой деятельности в строительстве…………………………..  
2.1. Место отрасли «Строительство» в хозяйственном комплексе страны………………………………………………………………………  
2.2. Строительная продукция в системе маркетинга………………………..  
  2.2.1. Особенности строительной продукции как товара…………  
  2.2.2. Классификация строительной продукции……………………..  
2.3. Маркетинговая среда строительства…………………………………….  
  2.3.1. Микросреда строительной фирмы……………………………...  
  2.3.2. Макросреда строительной фирмы………………………………  
Тема 3. Понятие услуги. Особенности услуги…………………………………..  
3.1. Природа сферы услуг……………………………………………………...  
3.2. Отличительные характеристики услуги…………………………………  
  3.2.1. Неосязаемость……………………………………………………  
  3.2.2. Неотделимость……………………………………………………  
  3.2.3. Непостоянство качества…………………………………………  
  3.2.4. Недолговечность………………………………………………….  
Тема 4. Маркетинг-микс для строительных услуг……………………………….  
4.1. Содержание маркетингового комплекса для услуги……………………  
4.2. Элементы комплекса маркетинга для услуги……………………………  
  4.2.1. Товар (услуга)…………………………………………………….  
  4.2.2. Цена……………………………………………………………….  
  4.2.3. Методы распространения……………………………………….  
  4.2.4. Методы стимулирования………………………………………..  
  4.2.5. Участники (люди)………………………………………………..  
  4.2.6. Физическое окружение…………………………………………..  
  4.2.7. Процесс……………………………………………………………  
Тема 5. Маркетинговые исследования строительных услуг……………………  
5.1. Сущность маркетинговых исследований………………………………..  
5.2. Классификация маркетинговых исследований………………………….  
5.3. Инструментарий опроса…………………………………………………..  
  5.3.1. Формы вопросов…………………………………………………  
  5.3.2 Основные правила формулировки вопросов…………………..  
  5.3.3. Композиция анкеты………………………………………………  
Тема 6. Разработка и создание услуг и системы их доставки…………………...  
6.1 Причины, по которым разработка услуг настолько важна……………..  
6.2 Разработка качества и ценности услуги………………………………….  
6.3 Принципы разработки услуг……………………………………………...  
Тема 7. Управление спросом и предложением в сфере услуг………………….  
7.1. Почему спрос и предложение в сфере услуг трудно согласовать……..  
7.2. Управление спросом……………………………………………………….  
7.3. Управление предложением……………………………………………….  
Литература……………………………………………………………………………..  

Тема 1. Введение в дисциплину «Маркетинг услуг в строительстве»

1.1. Цель, задачи и содержание дисциплины «Маркетинг услуг в строительстве».

1.2. Понятия: материальное производство и непроизводственная сфера.

1.3. Место сектора услуг в современной экономике.

1.4. Причины роста доли услуг в современной экономике.

Введение.

Стратегия экономической реформы, развернувшейся в нашей стране, предполагает комплексное развитие новых хозяйственных отношений во всех звеньях экономики, формирование гибкой и адаптивной системы управления и создание условий, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности.

Экономический комплекс, как известно, включает в себя две взаимосвязанные системы: сферу материального производства и непроизводственную сферу, в рамках которой организуется процесс обслуживания населения и предоставление потребителям разнообразных услуг.

Совершенствование управления непроизводственной сферой и функционирующего в ее рамках рынка услуг требует внедрения современных методов и приемов, позволяющих обеспечить адекватное удовлетворение потребностей человека, социальных групп и общества в целом с учетом рационального использования имеющихся ресурсов и решающих задачу максимально возможной сбалансированности между спросом и предложением отраслей услуг. Маркетинг, являющийся действенным регулятором рыночных процессов, использующий принципы комплексности, непрерывности и социальной ориентации, способный предложить механизмы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создает условия для выявления требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения. Это предполагает изучение рынка услуг и прогнозирование его динамики, формирование спроса на услуги и стимулирование их распределения.

Маркетинг услуг формировался на основе опыта промышленных и торговых компаний, агрегировал в себе достижения общей теории маркетинга и практический опыт решения многих проблем. Вместе с тем маркетинг услуг имеет ряд особенностей, позволяющих рассматривать его как специфический вид деятельности.

Маркетинговая концепция предлагает принципиально новые инструменты, позволяющие предприятию услуг эффективно функционировать в условиях неопределенности внешней среды. Это метод оценки и прогнозирования влияния внешней среды; маркетинговое планирование, позволяющее предприятиям самостоятельно оценить возможности рынка и собственного потенциала; методы формирования ассортиментного ряда услуг и т. д. Реализуя эти методы применительно к специфическому продукту отраслей услуг, предприятие получает возможность решать долгосрочные стратегические задачи, проникать на новые рынки и выводить на них новые услуги, приспосабливаться к меняющимся условиям рыночной конъюнктуры.

В зарубежной и отечественной экономической литературе проблемы маркетинга услуг представлены недостаточно широко. По существу, имеет место лишь фрагментарное изложение отдельных вопросов, не позволяющее получить необходимые знания.

В данном учебном пособии предпринята попытка агрегировать представления об отдельных аспектах проблемы, разработать ряд новых положений и развить их до уровня, пригодного к практическому использованию.


1.1. Цель и содержание дисциплины «Маркетинг услуг в строительстве»

С переходом на рыночную экономику предприятий и организаций возникло ряд проблем, связанных с рынком, как в их хозяйственной деятельности, так и в решении социальных вопросов. Сфера рынка охватывает рынок труда, ценных бумаг, строительной продукции, товаров, услуг. Само производство в условиях рынка, предложение, спрос, цена на товар тесно связаны между собой, а успешная деятельность предприятия зависит от знания и правильного понятия рыночных процессов, умение организовывать рыночную деятельность. Все эти процессы позволяет решить маркетинг, который охватывает все стороны хозяйственной деятельности строительных организаций (планирование, организацию, управление строительным производством, финансирование, поставки, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочее).

Цель изучения дисциплины: формирование у студентов менеджеров современных взглядов и специальных знаний в области маркетинга услуг, приобретение практических навыков, направленных на повышенный спрос на рынке строительных услуг, с учетом удовлетворения потребностей и обеспечения эффективной деятельности строительных фирм.

Задачи курса: ознакомление студентов-менеджеров с практическими навыками проведения маркетинговых исследований в сфере строительных услуг, разработки комплекса маркетинга для строительной услуги, повышение конкурентоспособности предприятий, работающих на рынке строительных услуг.

В процессе изучения дисциплины студенты должны изучить проблемы и особенности маркетинга для услуги вообще и для строительной услуги в частности.

Особое внимание уделяется вопросам разработки комплекса маркетинга для строительных и других видов услуг и управления процессом совершенствования самой услуги.

1.2. Понятия: материальное производство и непроизводственная сфера.

Объективной закономерностью современного развития мировой цивилизации является приоритет социальных аспектов, совокупность явлений, тенденций и пропорций, формирующихся в социальной сфере.

Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, концентрировала внимание на преимущественно материально-вещественных аспектах проблемы, отводя им роль доминант общественного развития. Так укрепилось мнение, что именно экономический рост и экономическое развитие являются залогом обеспечения растущих человеческих потребностей. В качестве доказательства рассматривалось возрастание уровня благосостояния в ряде общественных систем, активно развивавшихся в экономическом отношении. Однако на современном этапе «сугубо экономическая» идеология начала утрачивать свои лидирующие позиции. Был обобщен опыт достаточно большого числа стран, свидетельствующий о том, что быстрый экономический рост не позволяет иногда удовлетворить даже основные материальные потребности значительной части населения, создать благоприятный социально-духовный климат, решить проблемы культуры, нравственности, общественной морали и этики.

Современная наука формирует новый подход к проблемам управления. Ставя во главу угла существование человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономических, социальных и экологических аспектов.

Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, он отражает всю совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы.

Развитие непроизводственной сферы можно рассматривать и как перспективную глобальную тенденцию гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству людей».

Непроизводственная сфера на современном этапе развивается более высокими темпами, нежели производственная. Например, в странах Западной Европы в ней задействовано более 66% от общего числа занятых, в США – 73%, а в приросте новых рабочих мест на этот сектор приходится 80-90%.

Разграничение материального производства и непроизводственной сферы исходит из диалектики материального и идеального, имеющей решающее значение для понимания единства и многообразия общественной жизни, развивающейся в относительно самостоятельных, но неразрывно связанных сферах общественного производства.

Сфера, выходящая за рамки собственно материального производства, уже несколько десятков лет привлекает внимание ведущих зарубежных и отечественных исследователей-философов, экономистов, социологов.

Особенно интересны работы, опубликованные за период с конца 70-х годов, ознаменовавшие собой переход к новой фазе общественных представлений, сочетающей познание глубинных, философских основ проблемы с прикладными исследованиями

Получены результаты в изучении характера труда в непроизводственной сфере и социально-экономических форм его существования, предприняты попытки социально-философской и социально-экономической оценки разнокачественных результатов материального и духовного труда.

Вместе с тем обнаруживается ряд методологических трудностей, проявляющихся, в первую очередь, в множественности терминов, употребляемых для обозначения одной и той же социально-экономической реальности: «непроизводственная сфера», «нематериальная сфера экономики», «сфера услуг», «нематериальное производство», «духовное производство».

Причины такого разнообразия кроются в стремлении искусственно присоединить отдельные отрасли хозяйства к той или другой сфере общественного воспроизводства, в неполном раскрытии сути и закономерностей процессов, протекающих в каждой из этих сфер.

Практика статистического учета предполагает общее деление народного хозяйства на две части: материальное производство и непроизводственная сфера. При этом к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.

В непроизводственную сферу включают:

× жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;

× транспорт и связь по обслуживанию организаций непроизводственной сферы населения;

× геологию и разведку недр (за вычетом глубокого разведочного бурения на нефть и природный газ);

× здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение;

× просвещение;

× культуру и искусство;

× науку и научное обслуживание;

× финансово-кредитное и страховое обслуживание;

× управление;

× общественные организации.

В данном случае имеет место простое, формальное закрепление стихийно сложившегося у практиков условного обозначения термином «непроизводственная сфера» совокупности отраслей, не входящих в материальное производство.

В современной социально-экономической литературе для характеристики непроизводственной сферы далеко не всегда используется тот же перечень отраслей. В ряде случаев из него исключают геологию и разведку недр, а также науку и научное обслуживание, но присоединяют торговлю, снабжение и сбыт, заготовки, жилищное строительство. При этом подчеркивается теоретическая правомерность использования как инвариантов терминов «непроизводственная сфера», «сфера обслуживания населения», «сфера услуг».

Наибольшей терминологической неустойчивостью обладает понятие сферы услуг. Традиционный подход предполагает включение в эту сферу только пассажирского транспорта, системы бытового обслуживания населения, связь (по обслуживанию нематериального производства и населения), здравоохранение, физкультуру и спорт. В ряде случаев сюда включают и систему видов социальной деятельности – кредитование, страхование, управление, охрану общественного порядка, социальное обеспечение, деятельность общественных организаций. Противоречия в отношении названий или присутствия в той или иной сфере отдельных отраслей и видов деятельности на первый взгляд не принципиальны. Однако за ними скрываются противоречия социально-экономического содержания процесса структуризации общественного воспроизводства и категориальная необеспеченность этого процесса.

Очевидно, что структура общественного производства не есть нечто навсегда заданное. Она представляет собой многоаспектное понятие, находящееся в постоянном развитии и сочетающее процессы дифференциации и интеграции. При этом для выделения непроизводственной сферы и материального производства могут быть использованы различные критерии. Широко известны следующие критерии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: