СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. | Введение в дисциплину «Маркетинг строительных услуг»…………… | ||
1.1. | Цель, задачи и содержание дисциплины «Маркетинг строительных услуг»……………………………………………………………………… | ||
1.2. | Понятия: материальное производство и непроизводственная сфера… | ||
1.3. | Место сектора услуг в современной экономике……………………….. | ||
1.4. | Причины роста доли услуг в современной экономике……………........ | ||
Тема 2. | Особенности строительной отрасли, определяющие специфику маркетинговой деятельности в строительстве………………………….. | ||
2.1. | Место отрасли «Строительство» в хозяйственном комплексе страны……………………………………………………………………… | ||
2.2. | Строительная продукция в системе маркетинга……………………….. | ||
2.2.1. | Особенности строительной продукции как товара………… | ||
2.2.2. | Классификация строительной продукции…………………….. | ||
2.3. | Маркетинговая среда строительства……………………………………. | ||
2.3.1. | Микросреда строительной фирмы……………………………... | ||
2.3.2. | Макросреда строительной фирмы……………………………… | ||
Тема 3. | Понятие услуги. Особенности услуги………………………………….. | ||
3.1. | Природа сферы услуг……………………………………………………... | ||
3.2. | Отличительные характеристики услуги………………………………… | ||
3.2.1. | Неосязаемость…………………………………………………… | ||
3.2.2. | Неотделимость…………………………………………………… | ||
3.2.3. | Непостоянство качества………………………………………… | ||
3.2.4. | Недолговечность…………………………………………………. | ||
Тема 4. | Маркетинг-микс для строительных услуг………………………………. | ||
4.1. | Содержание маркетингового комплекса для услуги…………………… | ||
4.2. | Элементы комплекса маркетинга для услуги…………………………… | ||
4.2.1. | Товар (услуга)……………………………………………………. | ||
4.2.2. | Цена………………………………………………………………. | ||
4.2.3. | Методы распространения………………………………………. | ||
4.2.4. | Методы стимулирования……………………………………….. | ||
4.2.5. | Участники (люди)……………………………………………….. | ||
4.2.6. | Физическое окружение………………………………………….. | ||
4.2.7. | Процесс…………………………………………………………… | ||
Тема 5. | Маркетинговые исследования строительных услуг…………………… | ||
5.1. | Сущность маркетинговых исследований……………………………….. | ||
5.2. | Классификация маркетинговых исследований…………………………. | ||
5.3. | Инструментарий опроса………………………………………………….. | ||
5.3.1. | Формы вопросов………………………………………………… | ||
5.3.2 | Основные правила формулировки вопросов………………….. | ||
5.3.3. | Композиция анкеты……………………………………………… | ||
Тема 6. | Разработка и создание услуг и системы их доставки…………………... | ||
6.1 | Причины, по которым разработка услуг настолько важна…………….. | ||
6.2 | Разработка качества и ценности услуги…………………………………. | ||
6.3 | Принципы разработки услуг……………………………………………... | ||
Тема 7. | Управление спросом и предложением в сфере услуг…………………. | ||
7.1. | Почему спрос и предложение в сфере услуг трудно согласовать…….. | ||
7.2. | Управление спросом………………………………………………………. | ||
7.3. | Управление предложением………………………………………………. | ||
Литература…………………………………………………………………………….. |
Тема 1. Введение в дисциплину «Маркетинг услуг в строительстве»
|
|
|
|
1.1. Цель, задачи и содержание дисциплины «Маркетинг услуг в строительстве».
1.2. Понятия: материальное производство и непроизводственная сфера.
1.3. Место сектора услуг в современной экономике.
1.4. Причины роста доли услуг в современной экономике.
Введение.
Стратегия экономической реформы, развернувшейся в нашей стране, предполагает комплексное развитие новых хозяйственных отношений во всех звеньях экономики, формирование гибкой и адаптивной системы управления и создание условий, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности.
Экономический комплекс, как известно, включает в себя две взаимосвязанные системы: сферу материального производства и непроизводственную сферу, в рамках которой организуется процесс обслуживания населения и предоставление потребителям разнообразных услуг.
Совершенствование управления непроизводственной сферой и функционирующего в ее рамках рынка услуг требует внедрения современных методов и приемов, позволяющих обеспечить адекватное удовлетворение потребностей человека, социальных групп и общества в целом с учетом рационального использования имеющихся ресурсов и решающих задачу максимально возможной сбалансированности между спросом и предложением отраслей услуг. Маркетинг, являющийся действенным регулятором рыночных процессов, использующий принципы комплексности, непрерывности и социальной ориентации, способный предложить механизмы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создает условия для выявления требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения. Это предполагает изучение рынка услуг и прогнозирование его динамики, формирование спроса на услуги и стимулирование их распределения.
Маркетинг услуг формировался на основе опыта промышленных и торговых компаний, агрегировал в себе достижения общей теории маркетинга и практический опыт решения многих проблем. Вместе с тем маркетинг услуг имеет ряд особенностей, позволяющих рассматривать его как специфический вид деятельности.
Маркетинговая концепция предлагает принципиально новые инструменты, позволяющие предприятию услуг эффективно функционировать в условиях неопределенности внешней среды. Это метод оценки и прогнозирования влияния внешней среды; маркетинговое планирование, позволяющее предприятиям самостоятельно оценить возможности рынка и собственного потенциала; методы формирования ассортиментного ряда услуг и т. д. Реализуя эти методы применительно к специфическому продукту отраслей услуг, предприятие получает возможность решать долгосрочные стратегические задачи, проникать на новые рынки и выводить на них новые услуги, приспосабливаться к меняющимся условиям рыночной конъюнктуры.
В зарубежной и отечественной экономической литературе проблемы маркетинга услуг представлены недостаточно широко. По существу, имеет место лишь фрагментарное изложение отдельных вопросов, не позволяющее получить необходимые знания.
|
|
В данном учебном пособии предпринята попытка агрегировать представления об отдельных аспектах проблемы, разработать ряд новых положений и развить их до уровня, пригодного к практическому использованию.
1.1. Цель и содержание дисциплины «Маркетинг услуг в строительстве»
С переходом на рыночную экономику предприятий и организаций возникло ряд проблем, связанных с рынком, как в их хозяйственной деятельности, так и в решении социальных вопросов. Сфера рынка охватывает рынок труда, ценных бумаг, строительной продукции, товаров, услуг. Само производство в условиях рынка, предложение, спрос, цена на товар тесно связаны между собой, а успешная деятельность предприятия зависит от знания и правильного понятия рыночных процессов, умение организовывать рыночную деятельность. Все эти процессы позволяет решить маркетинг, который охватывает все стороны хозяйственной деятельности строительных организаций (планирование, организацию, управление строительным производством, финансирование, поставки, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочее).
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов менеджеров современных взглядов и специальных знаний в области маркетинга услуг, приобретение практических навыков, направленных на повышенный спрос на рынке строительных услуг, с учетом удовлетворения потребностей и обеспечения эффективной деятельности строительных фирм.
Задачи курса: ознакомление студентов-менеджеров с практическими навыками проведения маркетинговых исследований в сфере строительных услуг, разработки комплекса маркетинга для строительной услуги, повышение конкурентоспособности предприятий, работающих на рынке строительных услуг.
В процессе изучения дисциплины студенты должны изучить проблемы и особенности маркетинга для услуги вообще и для строительной услуги в частности.
|
|
Особое внимание уделяется вопросам разработки комплекса маркетинга для строительных и других видов услуг и управления процессом совершенствования самой услуги.
1.2. Понятия: материальное производство и непроизводственная сфера.
Объективной закономерностью современного развития мировой цивилизации является приоритет социальных аспектов, совокупность явлений, тенденций и пропорций, формирующихся в социальной сфере.
Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, концентрировала внимание на преимущественно материально-вещественных аспектах проблемы, отводя им роль доминант общественного развития. Так укрепилось мнение, что именно экономический рост и экономическое развитие являются залогом обеспечения растущих человеческих потребностей. В качестве доказательства рассматривалось возрастание уровня благосостояния в ряде общественных систем, активно развивавшихся в экономическом отношении. Однако на современном этапе «сугубо экономическая» идеология начала утрачивать свои лидирующие позиции. Был обобщен опыт достаточно большого числа стран, свидетельствующий о том, что быстрый экономический рост не позволяет иногда удовлетворить даже основные материальные потребности значительной части населения, создать благоприятный социально-духовный климат, решить проблемы культуры, нравственности, общественной морали и этики.
Современная наука формирует новый подход к проблемам управления. Ставя во главу угла существование человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономических, социальных и экологических аспектов.
Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, он отражает всю совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы.
Развитие непроизводственной сферы можно рассматривать и как перспективную глобальную тенденцию гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству людей».
Непроизводственная сфера на современном этапе развивается более высокими темпами, нежели производственная. Например, в странах Западной Европы в ней задействовано более 66% от общего числа занятых, в США – 73%, а в приросте новых рабочих мест на этот сектор приходится 80-90%.
Разграничение материального производства и непроизводственной сферы исходит из диалектики материального и идеального, имеющей решающее значение для понимания единства и многообразия общественной жизни, развивающейся в относительно самостоятельных, но неразрывно связанных сферах общественного производства.
Сфера, выходящая за рамки собственно материального производства, уже несколько десятков лет привлекает внимание ведущих зарубежных и отечественных исследователей-философов, экономистов, социологов.
Особенно интересны работы, опубликованные за период с конца 70-х годов, ознаменовавшие собой переход к новой фазе общественных представлений, сочетающей познание глубинных, философских основ проблемы с прикладными исследованиями
Получены результаты в изучении характера труда в непроизводственной сфере и социально-экономических форм его существования, предприняты попытки социально-философской и социально-экономической оценки разнокачественных результатов материального и духовного труда.
Вместе с тем обнаруживается ряд методологических трудностей, проявляющихся, в первую очередь, в множественности терминов, употребляемых для обозначения одной и той же социально-экономической реальности: «непроизводственная сфера», «нематериальная сфера экономики», «сфера услуг», «нематериальное производство», «духовное производство».
Причины такого разнообразия кроются в стремлении искусственно присоединить отдельные отрасли хозяйства к той или другой сфере общественного воспроизводства, в неполном раскрытии сути и закономерностей процессов, протекающих в каждой из этих сфер.
Практика статистического учета предполагает общее деление народного хозяйства на две части: материальное производство и непроизводственная сфера. При этом к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.
В непроизводственную сферу включают:
× жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;
× транспорт и связь по обслуживанию организаций непроизводственной сферы населения;
× геологию и разведку недр (за вычетом глубокого разведочного бурения на нефть и природный газ);
× здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение;
× просвещение;
× культуру и искусство;
× науку и научное обслуживание;
× финансово-кредитное и страховое обслуживание;
× управление;
× общественные организации.
В данном случае имеет место простое, формальное закрепление стихийно сложившегося у практиков условного обозначения термином «непроизводственная сфера» совокупности отраслей, не входящих в материальное производство.
В современной социально-экономической литературе для характеристики непроизводственной сферы далеко не всегда используется тот же перечень отраслей. В ряде случаев из него исключают геологию и разведку недр, а также науку и научное обслуживание, но присоединяют торговлю, снабжение и сбыт, заготовки, жилищное строительство. При этом подчеркивается теоретическая правомерность использования как инвариантов терминов «непроизводственная сфера», «сфера обслуживания населения», «сфера услуг».
Наибольшей терминологической неустойчивостью обладает понятие сферы услуг. Традиционный подход предполагает включение в эту сферу только пассажирского транспорта, системы бытового обслуживания населения, связь (по обслуживанию нематериального производства и населения), здравоохранение, физкультуру и спорт. В ряде случаев сюда включают и систему видов социальной деятельности – кредитование, страхование, управление, охрану общественного порядка, социальное обеспечение, деятельность общественных организаций. Противоречия в отношении названий или присутствия в той или иной сфере отдельных отраслей и видов деятельности на первый взгляд не принципиальны. Однако за ними скрываются противоречия социально-экономического содержания процесса структуризации общественного воспроизводства и категориальная необеспеченность этого процесса.
Очевидно, что структура общественного производства не есть нечто навсегда заданное. Она представляет собой многоаспектное понятие, находящееся в постоянном развитии и сочетающее процессы дифференциации и интеграции. При этом для выделения непроизводственной сферы и материального производства могут быть использованы различные критерии. Широко известны следующие критерии: