Физическое воспитание – это организованный процесс комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды) на человека.
Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания и оздоровления ребенка.
Значение физического воспитания для ребенка огромно:
- совершенствование терморегуляции;
- повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;
- стимуляция роста и развития детей;
- коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
- повышение умственной и физической работоспособности.
Гигиенические принципы организации физического воспитания:
1) наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей;
2) систематичность занятий, их комплексность;
3) использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;
4) создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.
|
|
Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает в себя:
- обязательные занятия физкультурой (согласно расписанию);
- сдачу различных нормативов;
- малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков в школе, динамические паузы – физкультминутки, динамические перемены.
Во внешкольное время основными средствами физвоспитания являются:
- утренняя зарядка;
- динамические паузы во время выполнения домашних заданий;
- спортивные игры на свежем воздухе во время прогулок;
- занятия в спортивных секциях и клубах.
Организация и содержание физического воспитания школьников регламентируется учебной программой по физкультуре, программой по внеклассной спортивной работе, программой занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.
Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников осуществляет школьный врач. Для контроля за состоянием здоровья и развитием школьников ежегодно (при отклонении в состоянии здоровья 4 – 6 раз в год) проводится медицинский осмотр всех школьников. Медицинский осмотр предусматривает определение динамики здоровья за определенный период времени; учет влияния физкультуры на рост и развитие школьников; перед началом учебного года – установление медицинских групп физического воспитания (не путать с группами здоровья!). При определении групп физического воспитания учитываются следующие показатели:
1) состояние здоровья;
2) уровень физического развития;
3) функциональная готовность организма;
|
|
4) уровень физической подготовленности.
Распределение школьников на группы для участия в
учебных и внеучебных занятий физической культурой и спортом.
Группа | Допускаемые мероприятия | Медицинская характеристика группы |
Основная | 1.Занятия по школьным программам в полном объеме. 2.Сдача нормативов. 3.Занятия в одной из спортивных секций в школе или вне школы. Участие в соревнованиях по одному из видов спорта. | Школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой. |
Подготовительная | 1.Занятия по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений. 2.Сдача контрольных испытаний и норм с особого разрешения врача. | Школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки. |
Специальная | 1.Занятия по особой программе со сниженными нормативами. 2.Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры. | Школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физкультурой. |
Особое внимание при осмотре уделяют первоклассникам и за часто болеющими детьми. Все данные вносят в индивидуальную карту школьника.
В течение учебного года проводятся дополнительные осмотры – после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника в соревнованиях. После осмотра врач должен ознакомить учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников.
В функции врача школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после острых травм и заболеваний. Примерные сроки допуска при некоторых заболеваниях представлены в таблице.