Лекция № 18. Гигиенические основы и врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков

Физическое воспитание – это организованный процесс комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды) на человека.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания и оздоровления ребенка.

Значение физического воспитания для ребенка огромно:

- совершенствование терморегуляции;

- повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;

- стимуляция роста и развития детей;

- коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;

- повышение умственной и физической работоспособности.

Гигиенические принципы организации физического воспитания:

1) наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей;

2) систематичность занятий, их комплексность;

3) использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;

4) создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.

Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает в себя:

- обязательные занятия физкультурой (согласно расписанию);

- сдачу различных нормативов;

- малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков в школе, динамические паузы – физкультминутки, динамические перемены.

Во внешкольное время основными средствами физвоспитания являются:

- утренняя зарядка;

- динамические паузы во время выполнения домашних заданий;

- спортивные игры на свежем воздухе во время прогулок;

- занятия в спортивных секциях и клубах.

Организация и содержание физического воспитания школьников регламентируется учебной программой по физкультуре, программой по внеклассной спортивной работе, программой занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.

Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников осуществляет школьный врач. Для контроля за состоянием здоровья и развитием школьников ежегодно (при отклонении в состоянии здоровья 4 – 6 раз в год) проводится медицинский осмотр всех школьников. Медицинский осмотр предусматривает определение динамики здоровья за определенный период времени; учет влияния физкультуры на рост и развитие школьников; перед началом учебного года – установление медицинских групп физического воспитания (не путать с группами здоровья!). При определении групп физического воспитания учитываются следующие показатели:

1) состояние здоровья;

2) уровень физического развития;

3) функциональная готовность организма;

4) уровень физической подготовленности.

Распределение школьников на группы для участия в

учебных и внеучебных занятий физической культурой и спортом.

Группа Допускаемые мероприятия Медицинская характеристика группы
Основная 1.Занятия по школьным программам в полном объеме. 2.Сдача нормативов. 3.Занятия в одной из спортивных секций в школе или вне школы. Участие в соревнованиях по одному из видов спорта. Школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой.
Подготовительная 1.Занятия по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений. 2.Сдача контрольных испытаний и норм с особого разрешения врача. Школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки.
Специальная 1.Занятия по особой программе со сниженными нормативами. 2.Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры. Школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физкультурой.

Особое внимание при осмотре уделяют первоклассникам и за часто болеющими детьми. Все данные вносят в индивидуальную карту школьника.

В течение учебного года проводятся дополнительные осмотры – после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника в соревнованиях. После осмотра врач должен ознакомить учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников.

В функции врача школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после острых травм и заболеваний. Примерные сроки допуска при некоторых заболеваниях представлены в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: