| Заболевание | Сроки с начала посещения школы (дни) | Примечания |
| Ангина | 14 - 28 | Следует опасаться резких охлаждений (лыжи, плавание) |
| Бронхит, ОРВИ | 7 – 21 | |
| Отит острый | 14 - 28 | Следует избегать плавания |
| Пневмония | 30 - 60 | Следует избегать плавания |
| Плеврит | 30 - 60 | Следует избегать плавания |
| Грипп | 14 – 28 | |
| Острые инфекционные заболевания | 30 - 60 | |
| Острый нефрит | Следует избегать плавания | |
| Гепатит инфекционный | 56 - 360 | Следует избегать плавания |
| Аппендицит | 30 и более | Следует избегать плавания |
| Переломы костей конечностей | 30 – 90 | Проведение занятий ЛГ, занятия на тренажерах, плавание |
| Сотрясение мозга | 60 и более | В зависимости от тяжести состояния и характера травмы |
Важным является санитарно – гигиенический контроль за местами занятий физкультурой (спортом), раздевалками, душевыми, спортивной одеждой и обувью, наличием и качеством спортивного инвентаря, оборудования, за метеоусловиями и освещением в помещениях.
Запрещается проводить уроки физического воспитания в подвальных помещениях, коридорах, проходных помещениях. В каждой школе должен быть физкультурный зал, отвечающий следующим требованиям:
1. Площадь физкультурного зала определяется из расчета 4м2 на 1-го учащегося при высоте 5 – 6 м.
2. Температура воздуха в спортзале должна поддерживаться на уровне 15 - 17º С.
3. Необходим 3-хкратный воздухообмен в час, что должно обеспечиваться приточно-вытяжной вентиляцией или сквозным проветриванием (фрамуги, форточки).
4. Достаточный уровень естественной освещенности (СК 1:4 – 1:5), уровень искусственной освещенности – 150лк при использовании ламп накаливания и 200лк при применении люминесцентных ламп.
5. Окна, светильники, отопительные приборы должны быть закрыты съемными сетками.
6. Полы деревянные, стены равные без выступов, на высоту до 2м покрыты масляной краской.
7. Необходимы вспомогательные помещения: 2 раздевалки (для мальчиков и девочек) с душевыми и туалетными комнатами, снарядная, комната преподавателя.
8. Спортинвентарь должен соответствовать техническим условиям, не иметь зазубрин и других повреждений, которые могут вызвать травмы.
9. В спортивном зале должен находиться только тот инвентарь, который необходим на данном занятии.
10. Влажная уборка зала должна проводиться 2 – 3 раза в день – до начала занятий, между сменами, по окончании занятий.
11. Генеральная уборка зала – 1 раз в неделю с горячей водой.
12. Хранение матов должно проводиться только в висячем положении. Стирка чехлов должна проводиться 1 раз в неделю. Кроме того, применяется выколачивание, чистка пылесосом.
13. Содержание углекислого газа в воздухе спортзала не должно превышать 0,1 %, обсемененность микроорганизмами – 4000 микробных клеток в 1 м3 . Интенсивность шума должна находиться в пределах 50 – 60 дБА.
Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков.
Средства физической культуры эффективны только в сочетании с закаливанием, рациональным питанием, соблюдением личной гигиены, режимы дня.
Закаливание – комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов окружающей среды.
При проведении закаливания необходимо учитывать следующие физиолого-гигиенические основы (принципы):
1) постепенность, т.е. дозирование закаливающих факторов (постепенное снижение температуры воды, длительность нахождения на открытом воздухе в обнаженном виде и т.п.);
2) систематичность, т.е. закаливание необходимо проводить ежедневно, стараться избегать перерывов. Длительные перерывы ведут к угасанию выработанных рефлексов;
3) комплексность, т.е. следует разнообразить средства закаливания, использовать их в сочетании (например, воздух – вода, плавание – загорание, плавание – игры и т.п.);
4) учет индивидуальных особенностей детского организма.
При организации закаливающих мероприятий выделяют 3 группы детей:
1 – здоровые, ранее закаливаемые;
2 – здоровые, впервые приступающие к закаливанию, а также имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;
3 – имеющие хронические заболевания и в период после длительного заболевания.
Закаливание подразумевает широкое использование целого ряда закаливающих процедур:
- регулирование температуры помещений; для закаливания необходимо менять температуру воздуха в помещении путем проветривания, для младших школьников оптимальной будет амплитуда в 5 - 7º С, а для старших 8 - 10º С;
- регулирование теплозащитных свойств одежды (излишне теплая одежда не способствует закаливанию);
- проведение больших перемен на открытом воздухе.
Приступая к закаливанию детей необходимо помнить, что у них высокая чувствительность к резкой смене температур. Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед охлаждением и перегреванием.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если проводить их в активном режиме, т.е. в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.
В системе закаливающих процедур основная роль принадлежит солнцу, воздуху и воде (солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья).
Солнечные лучи – сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. В осенне–зимний период проводится ультрафиолетовое облучение в соляриях. Детям, склонным к простудным заболеваниям, кварцуют стопы в течение 7 – 10 дней.
Летом необходимо соблюдать следующие правила:
- солнечные ванны принимаются не позже, чем за 1 час до еды и не раньше, чем через 1,5 часа после еды;
- во время приема солнечных ванн необходимо защитить голову от прямых солнечных лучей;
- солнечные ванны лучше принимать в движении – во время ходьбы, игры в мяч, гребли и т.п.;
- после солнечной ванны необходимо искупаться и перейти в тень;
- необходим контроль за самочувствием детей. Если замечено сильное покраснение кожи, обильное потоотделение, необходимо прекратить прием солнечной ванны;
- необходим достаточный прием жидкости, ее нельзя ограничивать;
Не соблюдение указанных правил может привести к тепловому или солнечному удару, ожогам кожи, нарушению сна, возбуждению и т.п. Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются повышение температуры тела, ОРВИ, пневмонии, нефрит, пороки сердца и т.д.
Воздушные ванны. К закаливанию приступают при температуре воздуха не ниже 16 - 18ºС в течение 5 – 10 мин. и доводят до 25мин. При проведении воздушных ванн требуется соблюдать определенные правила:
- их принимают за 1 час или через 1,5 часа после приема пищи;
- рекомендуется сочетать их с ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми;
- место приема ванн должно быть защищено от ветра;
- ежедневно принимать не более одной воздушной ванны;
- во время приема ванн необходим контроль за самочувствием школьников.
Водные процедуры – более интенсивные закаливающие процедуры. Начинать закаливание водой лучше летом или осенью и проводить утром после утренней гимнастики. Температура воздуха должна составлять 17 - 20ºС, а воды – 33 - 34ºС, затем снижают температуру воды каждые 3 – 4 дня на 1ºС. Во время процедур не должно быть неприятных ощущений и озноба.
Используются следующие формы водных процедур:
- обтирание;
- обливание (обливание тела, стоп, ножные ванны;
- хождение босиком (по росе и после дождя);
- купание в открытых водоемах.
При закаливании в открытых водоемах необходимо обеспечить безопасность детей. Необходимо соблюдать следующие правила:
- детям в воде надо активно двигаться;
- следить за самочувствием детей, за их движениями;
- детям нельзя входить в воду потными и разгоряченными;
- температура воды должна быть не ниже 20 - 22ºС, воздуха – не ниже 24ºС;
- после купания тело обтереть досуха.
Продолжительность купания определяют по температуре воды и воздуха. Чем ниже температура воды, тем меньше время нахождения в воде.
Закаливание ослабленных и часто болеющих детей начинают обычно в летнее время, при этом следует повышать исходные и конечные значения температурных воздействий на 2 - 4ºС и придерживаться более постепенной схемы усиления закаливающих нагрузок. Возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействий, которые были в начальный период закаливания, но с более быстрым темпом их нарастания.
Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания.
Лекция № 18. Основные направления работы врача детских и подростковых учреждений. Гигиеническое воспитание. Задача врача в подготовке и проведении летней оздоровительной работы.
Период летнего отдыха является наиболее благоприятным временем проведения многочисленных оздоровительных мероприятий для детей всех возрастных групп.
Для отдыха детей дошкольного возраста используются, в основном. Загородные дачи, для детей школьного возраста – лагеря (загородные, городские, санаторного типа), для учащихся старших классов организуются лагеря труда и отдыха, оздоровительные, оздоровительно-спортивные, оборонно-спортивные. См. рисунок.

Сеть летних оздоровительных учреждений для детей и подростков.
Размещение загородных оздоровительных учреждений предпочтительно проводить в лесном массиве, желательно вблизи естественных водоемов, которые могут использоваться для купания, возможно также сооружение искусственных бассейнов.
Размеры участка загородных учреждений определяются в зависимости от: численности детей, с учетом установленных нормативов: 100м2 на 1 ребенка дошкольного возраста и 200 – 275м2 на школьника. Столь значительное увеличение площадей обусловлено в лагерях расширенным набором помещений разного характера, таких как навес для физкультурных занятий, комната для ручного труда, игротека, помещение для встречи с родителями, плавательный бассейн и др. В детских дошкольных учреждениях рекомендуется рассредоточенное размещение корпусов с игровыми площадками, обязательное устройство солярия с душем, что также приводит к увеличению площади застройки территории, отводимой для проездов, дорожек и др.
Зонирование территории детских оздоровительных учреждений предполагает создание благоприятных условий для физического воспитания и двигательной активности детей, для сна, отдыха и культурно-массовой работы, для обеспечения бесперебойного питания и медицинского обслуживания детей.
Строительство летних дач осуществляется по специальным заданиям, разработка которых основывается на СНиП 11-64-80 «Детские дошкольные учреждения» и санитарных правилах по устройству и содержанию детских дошкольных учреждений. Наилучшим вариантом размещения детей (с соблюдением принципа групповой изоляции) является павильонная архитектурно-планировочная композиция, предусматривающая отдельные корпуса для ясельных и дошкольных групп (предпочтительно одноэтажные), наличие отдельных игровых площадок. Для учреждений малой вместимости допустимо использование других вариантов разобщения групп (поэтажное или торцовое размещение).
Аналогичным образом решаются вопросы размещения детей школьного возраста в лагерях. Застройка участка осуществляется по павильонному (блочному) типу с отдельным размещением детей различных возрастных групп (отрядов). Обязательно наличие спальных корпусов и отрядных площадок. Указанные меры направлены на поддержание оптимального противоэпидемического режима.
Гигиенические требования к летним оздоровительным учреждениям рассмотрим на примере лагеря труда и отдыха.
Лагеря труда и отдыха могут быть организованы с круглосуточным или дневным пребыванием подростков.
При перевозке организованных групп подростков к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно железнодорожным транспортом следует соблюдать санитарно-эпидемиологические требования по перевозке организованных групп детей и подростков железнодорожным транспортом. При перевозке подростков автомобильным или водным транспортом к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно в числе сопровождающих лиц должен быть медработник.
Каждая смена лагеря труда и отдыха комплектуется одновременно всеми подростками. Подростки должны предоставить медицинские документы о состоянии здоровья, об отсутствии у них контактов с инфекционными больными и заключение врача о допуске к работе.
Каждый сотрудник лагеря труда и отдыха должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований, сведений о прививках, прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
Продолжительность смены не должна превышать 24 календарных дней.