Экономические воззрения социалистов-утопистов

Классическая политическая экономия

В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.

До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII – начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в это времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. В качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Основателем направления является А. Смит. Он изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Среди его трудов можно выделить монументальное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом – разделения труда и роста производительности труда – классические. В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, – прибыли, заработной платы и земельной ренты, – и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения – стремление к собственной выгоде.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом «laissez faire, laissez passer» (Примерный перевод на русский язык: «Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом».) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade – свободная торговля).

В соответствии с классиками экономические законы и конкуренция действуют как «невидимая рука». В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.

Д. Рикардо (1772–1823)все экономические категории стремился объяснить на базе основной, по его мнению, категории стоимости.

В своем учении большое место он отводил проблемам распределения, считая их ключевыми. Распределение Рикардо анализировал на основе выяснения законов производства.

Главное произведение Рикардо «Начала политэкономии и налогового обложения».

Рикардо критиковал Смита за его «догму», писал, что стоимость должна определяться трудом затраченным на производство товара. Он считал, что стоимость первична и не может определяться доходами.

На базе трудовой теории стоимости Рикардо начал анализ денег. Он приходит к выводу, что в обращении может находиться любое количество не только бумажных денег, но и золотых монет, не делая различий между золотым и бумажно-денежным обращением. Рикардо считал, что соотношение товаров и денежной массы определяет уровень цен и стоимость денежной единицы, а стоимость последней зависит от количества денег в обращении.

Вслед за Смитом Рикардо характеризовал прибыль как избыток стоимости товара над заработной платой, результат неоплаченного труда рабочего. Но в отличие от Смита он утверждает, что норма прибыли постепенно падает вследствие повышения заработной платы и увеличивающейся трудности снабжения возрастающего населения предметами насущной необходимости. С этим должна считаться государственная политика налогообложения.

Трактуя заработную плату Рикардо рассматривал ее как часть стоимости, которая покрывает стоимость средств существования рабочего, как цену труда, при этом основное внимание он сосредоточил на количественных изменениях заработной платы. Теория заработной платы Рикардо базируется на положениях теории Т. Мальтуса. Он считал, что динамика заработной платы связана с движением численности работающего населения, которое воздействует на предложение рабочей силы. В зависимости от естественного прироста рабочего населения формируется спрос и предложение труда, а следовательно, колеблется и заработная плата.

Теория земельной ренты Рикардо впервые в истории экономической мысли содержит определение ренты как добавочной прибыли на капитал, вложенный в сельское хозяйство. Он характеризует ренту как вычет из продукта труда, как часть стоимости, которая создается трудом рабочих в сельском хозяйстве. Рикардо описал и сосредоточил внимание на дифференциальной ренте, которая определяется различием плодородия земель, связав образование этой ренты с действием закона убывающего плодородия почвы.

Рикардо был сторонником политики фритредерства. Рикардо является одним из авторов идеи, обосновывающей выгодность международного разделения труда и специализации стран на производстве отдельных товаров. Он показал, что специализация выгодна не только в тех очевидных случаях, когда она диктуется природными и климатическими условиями. Необязательно, чтобы страна имела абсолютное преимущество по данному товару, т.е. чтобы затраты труда на производство единицы этого товара были меньше, чем за границей. Достаточно, чтобы она имела сравнительное преимущество, т.е. чтобы по данному товару соотношение ее затрат с затратами других стран было более благоприятно для нее, чем по другим товарам. С помощью цифрового примера Рикардо доказывал, что при определенном соотношении затрат такая страна все же может выиграть от специализации на производстве данного товара. Разработка теории сравнительно преимущества в международной торговле была научным достижением Д.Рикардо.

Жан Батист Сэй (1767–1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое положение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд не является единственным источником богатства. В создании полезности, считал Сэй, участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. Так возникла теория трех факторов производства, сохранившаяся до наших дней. Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту.

Идеи Томаса Мальтуса (1766–1834) становятся известными в экономической литературе после выхода в свет его работы «Опыт о законе народонаселения» (1798). Второе, дополненное издание «Опыта... «было опубликовано в 1803 г.

Рассматривая проблему народонаселения, Мальтус делает вывод о том, что все бедствия народа связаны с естественными законами природы, в частности, с общим и вечным законом народонаселения. В силу этого закона население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными средствами. Одновременно, благодаря чрезмерному потреблению земельной аристократии, капиталистов в целом, в экономике обеспечивается отсутствие перепроизводства товаров, достаточный спрос на товары.

Одной из главных причин войн Т. Мальтус считал «недостаток места и продовольствия». Он подчеркивал постоянное стремление всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускает имеющееся количество пищи. Население, по расчетам Мальтуса, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии.

Параллельно развитию классической доктрины развивается социалистическая социально-экономическая доктрина, критикующая негативные стороны капиталистического развития.

Томас Мор (1478–1535 гг.) Самая знаменитая его работа «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем уст­ройстве государства и о новом устройстве Утопии» (или «Утопия» – нигдея) вышла в начале XVI в..

В первой части Мор пытается найти причину обнищания основой массы населения. Он указывает на то, что люди, занятые необходимым трудом живут в нечеловеческих условиях, по сравнению с которыми «положение скота представляется более предпочтительным», а жизнь тунеядцев «про­текает среди блеска и роскоши». В руки немногих хитрых и бесче­стных людей попадают все блага, на долю скромной и трудолюби­вой массы остается беспросветная нужда. По мнению Мора причиной происходящего является частная собственность.

Во второй части Т. Мор дает систему идеального соци­ального строя, и показывает, каким должно быть здоровое общество, в котором отсутствует частная собственность. Жизнь на остове Утопия идеальная, в условиях коллективной формы собственности все трудятся, нет ни бедных, ни богатых, царит порядок и дисциплина, все блага принадлежат всем. Каждый горожанин обязан два года отработать в сельском хозяйстве (это позволит преодолеть различия между городом и деревней). Все обязательно заняты физическим трудом, а наукой и искусством люди заняты в свободное время.

Люди, занятые в общественном производстве, за свой труд не получают денег, так как они вообще отсутствуют. Благодаря отсутствию денег на острове нет преступности, зависти, жадности, а золото является презренным металлом, и провинившиеся перед обществом жители носят золотые украшения.

Роберт Оуэн (1771 – 1858 гг.) – английский социалист-утопист, автор работ «Об образовании челове­ческого характера», «Доклад графству Нью-Ланарк», «Книга о новом нравственном мире» и др. Он предвосхитил многие, ставшие сегодня обыденными, мероприятия по решению социальных проблем в условиях фабрично-заводской организации общественного производства. Он для своих рабочих еще в начале XIX в. строил специальные благоустроенные жилища, столовую, лавки, сберегательную кассу, детский сад и ясли и т.д.

По мнению Оуэна, господство частной соб­ственности является решающей причиной бесчисленного мно­жества «несправедливостей, преступлений и бедствий», испыты­ваемых человеком, а машины, которые могут быть «величайшим благодеянием», становятся ее «величайшим проклятием». В своих работах он пытается обосно­вать концепцию «разумного устройства общества», считая, что основным требованием при переходе к новому обще­ству является принятие «разумных зако­нов», устраняющих одну из причин бед «всей социальной системы» – «ничего не произ­водящих потребителях», т.е. Оуэн предлагает устранить от власти тех, кто не занят производительным тру­дом. Например, им предлагается постепенно скупить землю «по ее рыночной цене у тех, кто не желает на ней трудиться, и превратить ее в общественную собствен­ность с тем, чтобы она служила единственным источником госу­дарственных доходов», т.е. он предлагает отменить право наследования на землю у тех, кто ее не обрабатыва­ет.

Оуэн против насильственно­го переворота, замена несправедливого общественного строя, по его мнению, должна осуществляться «постепенно, мирно и мудро» при условии реализации «научных начал». К числу таких условий им отнесены:

– широкое применение в ассоциациях машин для замены ручного труда в различных сферах, включая домашнее хозяйство;

– превращение труда в единственное мерило ценности;

– обеспечение изобилия богатства после того, как человечество уничтожит металлические деньги и заменит их «национальными деньгами» – бонами труда;

– использование различных методов просвещения населения и особенно посредством периодической печати;

– ликвидация «бесполезной частной собственности», а соответственно, и прибыли благодаря контактам производителей без посредников и др.

Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760 –1825 гг.) – французский социалист-утопист, автор «Письма Женевского обитателя к современникам», «О промышленной системе», «Катехизис промышленников» и др.

Для Сен-Симона социальная система с экономикой свобод­ной конкуренции – это этап, располагающий всем необходимым, мирно и быстро перейти к обществу со­циальной справедливости, основанному на «индустриальном равенстве». Этот переход исторически неизбежен, при этом он ссылается на науку, разум и передовые идеи, растущий потен­циал которых приближает грядущие перемены. Сен-Симон считает, что в индустриальном обществе исчезнут антагонистические классы, а правительство будет выполнять сугубо экономические функции.

Однако Сен-Симон не отвергает частную собственность при социализме, подчеркивая, что «именно этот институт служит основой общественного здания» и что необходим «закон, устанав­ливающий собственность и регулирующий пользование ею».

Таким образом, общество будущего, по Сен-Симону, должно быть основа­но на научной и планово организованной крупной промышлен­ности, но при сохранении частной собственности. Господствующая роль в этом обществе им отводится ученым и промышленникам.

В воображаемом обществе конкуренцию заменит ассоциация. Все будут обязаны трудиться, но каждый работает по способностям. Труд каждого оценивается по принципу: от каждого – по способностям, каждому – по его делам. Но для создания такого справедливого общества недостаточно изменить одни только материальные условия жизни, необходимо еще и духовное перевоспитание людей. В этом обществе также сохраняется доход на капитал. Поскольку работа предпринимателя, подчиняющегося научному руководству, признается полезной для общества, поэтому требует постоянного поощрения.

Шарль Фурье (1772 – 1832 гг.) французский социалист-утопист. Наиболее значительными публикациями являются «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «О трех внешних единствах» и др.

Для социальной гармонии необходимо правдивое, привлекательное производство, а именно небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владею­щая средствами производства и занимающаяся трудовой деятель­ностью. Это – фаланга, в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физическо­го и умственного труда. Люди работают сериями по 1,5 – 2 часа, все время меняя место работы и профессию, поэтому они не устают, и труд приносит им радость.

Люди живут в фаланстерах – дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию. Фаланстеры дают экономию времени, поскольку индивидуальный быт, отнимающий много времени, отсутствует.

Фурье рассчитывал при­влечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех и ведущим к осуществлению социетарного строя.

По его мнению, экономика свободной конкуренции неоправданно расширяет армию «торговцев и торговых агентов». К недостаткам этой системы он также относит социальный хаос; ограбление бедняков и обогащение богачей; неопределенность возрастания народонаселения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: