double arrow

Основные функции рынка

Перваяфункция рынка—опосредованиеобщественногоразделениятрудамеждуэкономическиобособленнымипроизводителямиматериальныхблагиуслуг.Этафункциязаключаетсявопределенииуровня взаимовыгодности технологических связей между двумя конкретными участниками общественного производства.Каждыйпро­изводительодного вида товаров является покупателем и потребителем других их видов. На деле функция опосредования общественного разделения труда сводится к тому, что каждый покупатель имеет возможность выбора оптимального поставщика высокотехнологичного товара с точки зрения качества нужной ему продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания. Эта функция предполагает экономический оптимум договаривающихся сторон, базой которого являются высокое качество и наивысшие параметры эксплуатации приобретаемого товара и его надежности. Обеспечивая выгодность торговой сделки, функция опосредования общественного разделения труда побуждает индивидуальных производителей материальных благ вести производство на высоком уровне технического прогресса, а, следовательно, способствует поднятию уровня всего общественного производства.

Вторая функция рынка — информационная. Информация — это воздух рыночных отношений. Без информации о конъюнктуре рынка рыночные отношения были бы невозможными. Конъюнктура характеризует состояние рынка товара или группы товаров какой-либо страны или региона. Она складывается из целого комплекса взаимозависимых факторов, их анализ позволяет оценивать возможности сбыта или приобретения товара. Слагаемые конъюнктуры: общая экономическая ситуация в стране; импортное и таможенное законодательство, налоговая политика; кредитная политика банков и других финансовых учреждений; покупательная способность населения; объемы национального производства, экспорта и импорта данного товара. Эти и многие другие факторы, взаимодействуя, формируют соотношение предложения и спроса на данный товар, т. е. основную характеристику рынка — важнейший конъюнктурный фактор. Именно это сотношение, если учесть его динамику, определяет уровень розничных цен и тенденции их развития, движения, из него должна исходить рыночная политика.

На заре рыночных отношений стоимость товаров и услуг определялась индивидуальными издержками товаропроизводителей и их индивидуальными качественными характеристиками. В современных условиях развития рыночных отношений в процессе внутриотраслевой и межотраслевой жесткой конкуренции рынок постоянно выявляет средневзвешенные издержки всей совокупности производителей товара. Одновременно рынок определяет спрос на различные товары одинакового назначения. В результате такого одновременного выявления издержек и структуры спроса стихийно (без влияния на ход событий производителей и покупателей) определяется рыночная стоимость товаров. На основе этой стоимости и в зависимости от соотношения спроса и предложения устанавливаются оптовые цены.

Многообразная информация рыночных отношений собирается стихийно, комплектуется и выдается рынком в виде обобщенных данных по всему пространству, которое он охватывает. Именно эта информация дает возможность каждому предпринимателю постоянно сверять собственное производство с меняющейся конъюнктурой рынка, заблаговременно следить за снижением своих индивидуальных издержек производства, повышением качества продукции, изменением ее ассортимента.

Предприниматель, выпуская товар, использует сырье, материалы, эксплуатирует оборудование, использует труд. Эти затраты составляют основу цены товара производителя. Различия в технической вооруженности предприятий, качестве сырья, уровне сбыта приводят к различиям цен производителей. Однако на рынке все производители стремятся к максимальной цене. Покупатель же стремится к минимальной цене, которая складывается под влиянием нужности и полезности товара, а также денежных доходов населения. Путем обо­юдных уступок производителя и потребителя на рынке складывается рыночная цена как компромиссное решение между интересами про­давцов и покупателей, цена равновесия.

Увеличение объемов производства товаров ведет к снижению це­ны. На уровень цен оказывают влияние достижения научно-техниче­ского прогресса, которые позволяют быстро расширить производство товаров повышенного спроса и быстро насытить ими рынок.

Несмотря на то, что цены тесным образом связаны со спросом, снижение цен на отдельные виды товаров не всегда увеличивает спрос на них. Величина спроса, отражающая уровень общественных потреб­ностей, ограничена размерами доходов покупателей, т. е. покупатель­ной способностью населения. Предложение характеризует динамику общественного производства и представляет собой совокупность то­варов, поступающих для окончательной реализации на рынке. Соот­ношение спроса и предложения оказывает непосредственное воздей­ствие на формирование определенного уровня цен. Движение цен на рынке, в конечном счете, отражает изменения в производительности труда, объеме и пропорциях общественного производства, динамике денежных доходов.

Итак, цены — это прерогатива рынка. Административное вмеша­тельство в ценообразование не может оказать положительного влия­ния на экономические процессы.

Цены могут и повышаться, но это не всегда приводит к падению спроса. Спрос реагирует как на изменение цен, так и на доходы покупателей или на объемы производства различных товаров. Так, спрос на повседневные продукты питания незначительно связан с доходами. Как бы ни возрастал заработок, потребление продуктов питания ежедневно примерно одинаково. С увеличением личных доходов удельный вес затрат на питание сокращается, и наоборот, чем меньше зарабатывает человек, тем выше будет у него доля затрат на питание.

Но по знанию одних лишь цен еще нельзя судить о том, насколько дорог для человека товар или услуга. Для всестороннего анализа необходимо знать также уровень заработной платы и налогообложения. Для этого сопоставляют цены с почасовой оплатой труда. Такое сопоставление дает возможность увидеть действительную цену на товар.

Третья функция рынка — стимулирование постоянной оптимизации пропорций отраслевого и территориального распределения труда. Суть этой функции сводится к межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции.

Конкуренция — свойство товарного производства, способ его развития. Она появилась уже в докапиталистический период, но еще не играла определяющей роли в хозяйственной жизни общества, так как товарное производство было в зачаточном состоянии. В обществе, находящемся на пути от феодализма к капитализму, сохранились разного рода внешнеэкономические ограничения, монополии, закрытые для конкуренции зоны.

В рыночной экономике товарные отношения становятся господствующими, снимаются внешнеэкономические ограничения на пути свободного движения товаров, денежных средств и рабочей силы, образуется единый национальный, а в дальнейшем и мировой рынок.

В этих условиях конкуренция становится главным рычагом стихийного рыночного регулирования экономики, причем четко определяются две ее формы — внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция, т. е. конкуренция между предпринимателями одной и той же отрасли, ведется за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение дополнительной прибыли. Поскольку в каждой отрасли имеются предприятия с разной технической оснащенностью и разным уровнем производительности труда, индивидуальные стоимости товаров, произведенные на этих предприятиях, не одинаковы. Однако стоимость товаров определяется затратами не индивидуального, а общественно необходимого труда.

Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает рыночную (общественную) стоимость, которая совпадает с индивидуальной стоимостью товаров, произведенных при средних условиях и составляетзначительную массу товаров данной отрасли. Посредством внутриотраслевой конкуренции рынок подсказывает предпринима­телю регионы, где издержки по изготовлению и сбыту продукции можно было бы снизить.

В результате внутриотраслевой конкуренции предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой, чем средняя, произ­водительностью труда получают дополнительную прибыль, а техни­чески и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости товаров, произведенных на них, и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция, таким образом, стиму­лирует технический прогресс.

Межотраслевая конкуренция — это борьба между предпринимате­лями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы при­были. Она выражается в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли. Устремляясь в прибыльные сферы, новые капиталы способствуют рас­ширению производства, увеличению предложения товаров. На этой основе цены начинают падать. К обратному результату приводит утеч­ка капитала из низкоприбыльных отраслей: здесь объем производства сокращается, спрос на товары начинает превышать их предложение, в результате его цена поднимается, а вместе с ней растет и норма при­были. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает некое динамическое равновесие, обеспечивающее получение равной при­были на равный капитал независимо от того, где он вложен.

Так, в зависимости от изменяющихся технических, экономических налоговых и политических условий отраслевая и географическая структура общественного производства постоянно изменяется, стре­мясь в каждый данный период к оптимальной как для конкретных товаропроизводителей, так и для общества в целом.

Четвертая функция рынка — санирующая. В последние десятилетия в странах рыночной экономики свободная конкуренция смени­лась господством корпораций. Однако это не означает исчезновения конкурентной борьбы.

С образованием корпораций характер конкуренции существенно меняется. Свободная конкуренция капиталистов сменилась конкуренцией между крупными компаниями в рамках отдельных отраслей национальных хозяйств и в масштабах всего мирового хозяйства. Выживанию в условиях конкурентной борьбы способствует национальное и международное разделение труда. Корпорации учитывают рынки сбыта, источники сырья, ресурсов, капитала, рабочей силы, используя для этого систему статистической информации, моделирования маркетинговых процессов. Прогнозирование стратегии в об­ласти производства и сбыта продукции, научное обоснование рыночных отношений стало основой деятельности монополий. По некоторым подсчетам, от 2/3 до 4/5 всех товаров, поступающих на мировой рынок, производится на основе предварительных соглашений между производителями и потребителями. Но в любой сфере своей деятельности корпорации неизбежно вступают в отношения между собой, в острое соперничество друг с другом. Особенно нарастает конкурентная борьба в настоящее время на мировом рынке.

Все более важное значение в конкуренции приобретает качество продукции, предоставление гарантий и услуг покупателям. Это связано с научно-техническим прогрессом, в условиях которого возрастают требования потребителя к качеству, надежности и новизне продукции.

В результате рыночной конкурентной борьбы ежегодно разоряются и прекращают свое существование тысячи предприятий, не выдерживающих ее. Таким образом, с помощью конкуренции санирующая функция рынка очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, укрепляет положение более эффективных и перспективных. В функции санитара рынок — наиболее объективный судья и самый демократический механизм экономического отбора полезных обществу хозяйственных предприятий. В результате такого рыночного отбора непрерывно повышается средний уровень эффективности народного хозяйства в целом.

Рыночный механизм имеет и свои отрицательные стороны. Это и социальное расслоение на богатых и бедных, и бескомпромиссность в конкурентной борьбе, безработица и другие минусы. Но мировая практика рыночных отношений показывает, что их преимущества значительно выше недостатков. Кроме того, современное общество научилось смягчать жестокие последствия рыночного хозяйствования, корректируя оптовые и розничные цены, перераспределяя доходы с помощью налоговой системы и бюджетных ассигнований на приобретение новых специальностей работниками, пособий по безработице, социального обеспечения и др. Как показала практика многих развитых стран Запада, рыночный хозяйственный механизм способен выдерживать экономические и социальные испытания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: