Цели и задачи изучения темы. Тема 3. Культура Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества

Тема 3. Культура Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.

Вопросы для повторения

1. Почему украинская культура второй половины XVIII века утратила некоторые черты национальной самобытности?

2. Выделите характерные особенности архитектуры украинского барокко XVIII века.

3. Определите место Киево-Могилянской академии коллегиумов в развитии науки и культурной жизни Украины второй половины XVII – XVIII веков.

Составьте таблицу

Выдающиеся деятели науки и культуры Украины второй половины веков и их главные достижения

Деятели науки и их достижения Деятели культуры и их достижения
     
     
     
     
     
     
     
     

Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Изучить главные параметры художественной системы, ее черты.

Культурные начала древних времен нашли свое продолжение в Киевском государстве. В IX-X в.в. Киевская Русь подчинила себе не менее 20 зависимых княжеств. С ней считались другие государства, в том числе и Византия.

Благодаря принятию христианства, Русь присоединилась к христианскому миру. ЕЕ авторитет значительно возрос, она получила мощный импульс развития. Однако, уже в период правления Ярослава Мудрого начинается дробление государства ан отдельные княжества, а середине XII века государственная организация окончательно была разрушена монголо-татарской ордой. Для южных княжеств Руси наступил период разобщенности. Только в Галтцко-Волынских землях все еще сохранялись традиции и государственная жизнь Киевской Руси.

Не смотря на непродолжительность своего существования, Киевская Русь оставила такой тип культуры, который имеет большое значение для понимания сущности украинской культурной системы, ее содержания и направленности.

Природа, в которой жили люди Руси, способствовала к формированию и эволюции основных черт и качеств характера восточных славян. В то же время, природные условия способствовали земледельческой деятельности, оказавшей влияние на формирование своеобразной структуры населения. В его состав входили: земледельческая аристократия, смерды, а также изгои, сябры и закупы. Их всех объединяло стремление к крепкому хозяйству, созданию дружной семьи своего дома. Они были очень тесно связаны с природой, видели в ней воплощение прекрасного. К этому же стремились скотоводы, охотники и бортники. Эти люди отличались физической выносливостью, смекалкой.

Развитие торговли способствовало формированию у тех людей, которые ею занимались толерантности, гостеприимности. Благодаря торговли активно изучались иностранные языки, совершенствовались дипломатические способности.

Утверждению древнерусского типа культуры способствовало социально-политическое устройство государства построенное на династической идее. В Киевской Руси главенствовала идея Родины, формирующая ответственность каждого за родную землю.

Участие населения во властных структурах было ограничено, что приводило к неприятию власти, укрепляя желание быть хозяином в своем доме, создавать свой дом и семью в соответствии с представлениями о добре и справедливости. Не смотря на неравенство людей, в Киевской Руси не существовало четких границ между социальными группами. Люди имели возможность перехода из одной социальной группы в другую, право выбирать вид деятельности, что позволяло им реализовывать свой потенциал.

Таким образом условия жизни того времени предоставляли каждому человеку широкие возможности для творчества.

Принятие христианства сыграло большую роль в выборе культурных ориентиров государства, в содержании духовных основ жизни.

Крещение осуществлялось достаточно мирно, потому, что морально-этические основы язычества и духовная сущность христианства были близки. Язычество сформировало философию жизни людей, понимание мира и природы и не могла не оставить след в христианстве. Произошел процесс слияния начал язычества и христианства, что нашло свое проявление в языке, празднично-обрядовых действиях, в художественных образах, в быту и т.д. Христианство утверждало примат духовных начал в жизни народа Руси.

Историки и культурологи считают что формирование человека того времени обеспечивали четыре главных общественных среды: сельская, дружинная (рыцарская), городская и духовенская. Они не могли существовать одна без другой, взаимодействовали, каждая из них носила своё. Именно духовенство подавало пример жизни по духовным и физическим идеалам. Их среда создавала жизненную атмосферу Киевской Руси. Особую роль играли монастыри, в которых развивались различные ремесла (садоводство, огородничество и т.д.). Монахи исполняли всю физическую работу, неустанно трудились как физически, так и духовно. Монастыри способствовали развитию письменности, здесь зародилось летописание, при монастырях писали иконы, переводили произведения с греческого и т.д.. Они были центрами интенсивной духовной жизни.

Дружина, предназначением которой было обеспечение обороны государства представляла собой рыцарскую среду, которую объединял не писанный кодекс выработанный в непрерывных войнах, походах и боях. В этом кодексе главное место занимала храбрость, высоко ценилась верность князю, существовало требование придерживаться закона чести, который призывал отдать жизнь за своего князя и не допускал измены, нарушения присяги и подлости. Эти качества отличали дружинников, духовную атмосферу, которой в основном определяли бояре и представители различных групп населения, а ценности эти признавались всеми людьми, потому что все считали, что нарушение этих заповедей приведет к гибели Киевского государства, его единства и независимости.

Все население Киевской Руси объединяла любовь к родной земле. Благодаря ей, все люди считали себя членами одной семьи и поэтому своим долгом считали защищать родную землю, приумножать её богатства и отдавать за нее жизнь. Тех, кто следовал этому, высоко ценили и уважали, а тех, кто рушил государство, осуждали и даже проклинали. В этой атмосфере, духовно-насыщенной, жили русские люди, функционировала художественная система государства. Именно в сфере художественной культуры нашел свое воплощение высокий уровень духовности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: