Введение

ВИТЕБСК

ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Стаценко Т.В.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УДК 316

ББК 60.5

Рецензенты:

Бочков А.А., кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории права УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

Рудко Е.А., кандидат философских наук, доцент кафедры философии УО «ВГТУ»

Конспект лекций составлен в соответствии с разделом учебной программы курса «Социология для высших учебных заведений и соответствует требованиям, установленным Государственным стандартом высшего образования в части социально-гуманитарной подготовки специалистов.

Данное пособие содержит наиболее актуальные темы прикладной социологии, дополняющие изданные ранее преподавателями кафедры, учебные пособия по курсу «Социология».

Пособие предназначено для более углубленного изучения материала студентами всех специальностей и форм обучения при подготовке к практическим и семинарским занятиям по курсу «Социология», а также при выполнении контрольных работ студентами заочной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..с.4

Лекция 1. Этносоциология………………………………………………с.7

Лекция 2. Социология религии………………………………………...с.16

Лекция 3. Социология труда и занятости……………………………..с.28

Лекция 4. Социология образования и воспитания……………………с.39

Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология - это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследова­ний, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом при­кладной социологии могут быть любые социальные процессы - эконо­мические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.

Протекающие в обществе социальные процессы носят как явный (реальный), так и латентный (скрытый) характер. Если первые воспринимаются непосредственно, видны невооруженным взглядом, легко обнаруживаются, то вторые скрыты от на­блюдателя, незаметны для самих субъектов процессов, но часто выступают как решаю­щие факторы тех или иных событий, которые определяют результативность действий во всех сферах общества – экономической, политической, культурной, социальной, идеологической. Цель прикладной социологии – создание с помощью научных средств различных теоретических и эмпирических моделей и методик как для выявления латентных факторов происходящих в обществе процессов, так и для решения конкретных социальных проблем.

Прикладная социология, как и теоретическая, является составной частью единого социологического знания. Но в отличие от той его части, которая изучает и теоретически отражает фундаментальные, общие, базовые закономерности и характеристики развития общества, прикладная социология, ее категориальный аппарат и исследовательский инструментарий ориентированы на социальную практику, разработку и решение практических проблем социального управления «здесь и сейчас».

По мнению А.И. Кравченко, прикладную социологию следует понимать как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями в той или иной сфере социальной действительности. Поэтому отраслевые направления социологии - социология города, семьи, образования - по существу принадлежат уже сфере прикладной социологии. Здание социологической науки состоит из пяти этажей. На самом верхнем расположена научная картина мира (философские предпосылки), на четвертом — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, на третьем находятся частные или специальные теории — обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов, на втором этаже размещается эмпирическое знание - сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию. На нижнем этаже находится прикладная социология, к которой относятся все опросы, изучение общественного мнения, всю заводскую социо­логию и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.

Прикладная социология представляет собой своеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социаль­ные структуры и процессы.

Если ту или иную социальную практическую проблему нельзя решить на основе уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске дополнительной информации, в проведении эмпирического ис­следования.

Прикладным называется такое эмпирическое исследование, которое выполняется «по заказу» с целью приложения его результатов к практическому решению какой-либо социальной проблемы. Прикладное исследование, как правило, носит диагностический характер и привязано к конкретному объекту (предприятие, фирма, социально-территориальная общность, орган управления, профессиональная или демографическая группа и т.п.), конкретному месту и времени.

Социальная технология в реальном ее функционировании предстает в единстве и взаимообусловленности трех своих основных аспектов:

1) специально организованная область прикладного социологического знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости и динамики социальных процессов;

2) способ эффективного осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, а также выбора оптимальных средств и методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства и повышения эффективности в определенных параметрах - качества, объемов, целостности, продуктивности деятельности и т.п.; позволяющий достигать поставленную цель.

Таким образом, прикладная социология представляет собой единство специальных и отраслевых социологических теорий с методами, техникой и процедурами эмпирического социологического исследования, результаты которого реализуются в социальной технологии. В этом воплощается единство эмпирического и теоретического компонентов в структуре прикладной социологии. Такое единство обусловлено тем, что невозможно провести исследование молодежи, семьи или отклоняющегося поведения без знания и применения их специальных теорий, раскрывающих особенности и тенденции становления и развития соответствующих социальных общностей, их типологических характеристик и свойственной им специфики деятельности. В отличие от базисной или фундаментальной социологии, ориентированной главным образом на разработку теории, генерирование нового социологического знания, прикладная социология выступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: