Религия в Беларуси

Структура религии как социального института.

Методология исследований социологии религии.

Лекция 2. Социология религии

1. Предмет социологии религии.

4. Многообразие и классификация религий.

1. Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института со своей сферой значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческой бытия, который функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами.

Отсюда вытекает важная методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при анализе религии как социального института надо особо выделить те ее функции, которые относятся к социокультурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными аспектами.

Другая методологическая особенность проявляется в том, чтобы учитывать позицию личности, т.е. самого действующего субъекта (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих.

Отправной точкой социологического изучения религии должно быть правильное понимание и толкование самого термина «религия», определение его смыслового значения.

Религия - система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов, групп, сообществ, обусловленных верой в существование сверхъестественного, священного и реализованных в определенных социальных нормах, статусах, ролях, обычаях, распоряжениях, стандартах поведения, социальных позициях. Такое толкование берет за основу специфический для социологии аспект религии - способ жизнедеятельности человека, реализованный в системе духовных и материальных ценностей, социальных норм и традиций. Религия в социологической интерпретации - один из важнейших социальных институтов, которые играют существенную роль в конструировании социальной реальности, вследствие чего она является эффективным средством легитимизации описания, оправдания и поддержания существующего социального порядка. В социологическом толковании она является особой формой богопочитания и ритуала, которые принимают индивиды и сообщества, считая любую другую религию суеверием. Центральная тема социологии религии - взаимодействие религии и общества. Социология концентрируется на социальном «измерении» религии, ее влиянии на социальное поведение. Ее интересуют общие правила, стандарты поведения, средства религиозной мотивации, а не сущностные особенности конкретной религии. Религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур и процессов, связанных с функционированием общества на различных уровнях, система социальных связей, образцов поведения, система структур и отношений по поводу религиозного феномена. Социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она поставляет эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.

Социология религии - одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе все исследователи, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают религию. Однако к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия. К их числу наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплины.

2. Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

Конфессиональный (церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими.

Атеистический или натуралистический, рассматривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в меньшей степени.

Феноменологический (явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время.

В исследовании религиозного поведения индивидов и групп социология религии использует разнообразные методологические подходы: структурно-функциональный анализ, социокультурный, конфликтологический, феноменологический, историко -сравнительный т.д.

Метод опроса проводится либо в виде стандартизованного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного заполнения анкеты респондентом. Опросный метод полезен в установлении корреляций между теми или иными специфическими чертами религиозности и определенными социальными установками и характеристиками. Для установления более глубоких причинных связей он нуждается в дополнении данными, полученными с помощью статистического анализа, наблюдения, эксперимента. Одна из трудностей, с которыми сопряжено использование этого метода, связана с несовпадением слов и мыслей опрашиваемых. Поэтому весьма существенное значение имеет интерпретация полученных в результате опроса данных.

Еще одним методом эмпирических исследований является наблюдение. Это может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог располагает определенной программой исследования и осуществляет по определенной процедуре фиксацию выделенных им показателей. Это может быть также включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает в среде тех, кого он изучает. Этот метод использовался, в частности, в последнее время социологами, изучавшими новые религиозные движения. Этот метод имеет очевидные преимущества хотя бы потому, что дает возможность выявить такие обстоятельств, которые доступны только при условии участия в наблюдаемых действиях. С помощью наблюдения можно получить более точные и глубокие, «качественные» данные. У этого метода есть свои ограничения. Прежде всего, он требует высокой квалификации наблюдателя, его умения общаться, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значения, отсеивая второстепенное (преодолевая при этом и собственный, подчас неосознаваемый субъективизм).

Метод экспериментирования, применяемый в других областях социологического исследования, в социологическом изучении религии почти не применялся по той причине, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности, которые уже просто по эстетическим мотивам не должны становиться объектом манипулирования в каких бы то ни было целях. Правда, есть все же ситуации, когда по тем или иным причинам индивиды согласны с проведением эксперимента и его проведение сопряжено с этическими проблемами. Это может быть связано, например, с демонстрацией необычных способностей (экстрасенс, целитель, шаман) или экспериментом по внедрению программ религиозного обучения с точки зрения эффективности предлагаемых модулей.

Если понимать религиоведения предельно широко, как совокупность всех возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными выше научными дисциплинами, так же феноменологию религии и теологию. Таким образом, место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением к другим наукам о религии.

Кроме вышеперечисленных методов социолог использует для анализа религии и другие методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений: статистический анализ, кросс-культурный сравнительный анализ, контент-анализ. Важным инструментом социологического исследования религии является анализ исторических данных, письменных источников, документов. Эти способы исследования были с успехом использованы в разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества, влияния протестантизма на развитие капитализма и т.д. Таким образом, социолог располагает разнообразными и взаимодополняющими методами, позволяющими на эмпирическом уровне исследовать религиозное поведение, накапливая необходимые данные для теоретических обобщений.

3. Слово ‘’религия’’ буквально означает связывание, запрягание, повторное обращение (к чему либо), и впервые было использовано в речах римского оратора и политика Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. Сходное определение религии дает и Р. Белла в своей известной работе «За пределами веры», отождествляя ее с набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования.

Именно смыслообразующий компонент дает основание рассматривать религию в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла «конечных условий человеческого существования» встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.

Своеобразную культурологическую трактовку религии дает T. Парсонс. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической модели системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимодействием четырех подсистем: биологического организма, личности, социальной и культурной систем

Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства), утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.

Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира, Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации и т.п. Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем.

От церквей принято отличать секты. Для них характерны замкнутость, изолированность, строгий контроль за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь.

4. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:

Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в сознании человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия(суе — напрасно, без пользы, попусту) - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не составляют целостного мировоззрения человека.

Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.

Все религии можно также разделить на две большие группы: монотеистические, признающие существование единого Бога, и политеистические, поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм» иногда используется его русский аналог — многобожие.

Нетрадиционные религии, получившие широкое распространение в последней трети XX века в западном мире (а с конца 80-х годов и в России и в Беларуси), представляют собой типологическое социальное явление, многократно наблюдавшееся в истории. Их особая активность проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики и быта, политических настроений, общего мироощущения человека. Альтернативный характер религии может быть следствием нарастания противоречий в господствующей религиозной традиции под воздействием обозначившихся общественно-исторических перемен.

Новые религиозные движения, как самая большая и важная группа современных нетрадиционных религий разделяется, в свою очередь, на ряд типологий, каждая из которых отличается особым отношением к социальной действительности и официально признанным в обществе религиозным организациям. Это, во-первых, два типа религий, стремящихся к радикальному обновлению существующего мира и современного нам человека; затем — несколько типов религий оппозиционного характера, занимающих мироборческие и богоборческие позиции; наконец, два типа альтернативных религий, не приемлющих существующий мир и ищущих ему замену.

а) Обновленческие религиозные движения. Религиозные движения этого типа не просто предлагают новое осмысление социальных проблем, но претендуют на неотложное и радикальное их разрешение.

Самой слабой новационной модальностью обладают нетрадиционные религии, принадлежащие к типу социально-антропологического перфекционизма. Религиям этого типа свойственна фетишизация определенных условий и факторов реальной действительности (начиная от физического здоровья и духовного развития индивида и кончая преодолением кризисных явлений современной экономики и пороков властных структур общества). Совершенствование этих сторон человеческой жизнедеятельности рассматривается в качестве определяющего фактора, заветной панацеи глобальных изменений к лучшему современной цивилизации, чудодейственного освобождения человечества от угрожающих ему проблем и противоречий.

К этому новационному типу принадлежат широко распространенные аскетические и психосоматические культы, техники интеллектуального развития, взятые на вооружение Обществом трансцендентальной медитации, Обучающими семинарами Эрхарда (“Форум”), макробиотикой Осавы и т.п. В объединениях этой направленности люди стремятся повысить свой “человеческий потенциал”, достичь гармоничных отношений с окружающими и гарантировать себе жизненный успех.

Социально-антропологический перфекционизм новых религиозных движений характеризуется двумя подтипами: фетишистским и оккультным, в зависимости от того, какой смысл и значение приписываются сакральным средствам совершенствования человека и его образа жизни. В первом подтипе фетишизируются сами средства воздействия на человека и отдельные формы его поведения (при этом его телесное и нравственно-психологическое совершенствование расцениваются как залог изменения общества и мира в целом). Фетишизация касается аскетических предписаний (вегетарианство и ограничение секса у кришнаитов), дыхательных и гимнастических упражнений, используемых в ряде нетрадиционных религиозных объединений. В кодексе нравственно-оздоровительного образа жизни ивановцев (“Детка”) своеобразным фетишем стало требование здороваться со всеми встречными. Второй подтип социально-антропологического перфекционизма новых религиозных движений связан с представлением о проявлении оккультных сил в ритуальной практике. Чудодейственное значение приписывается не самим по себе фетишизированным средствам и методам психофизического воздействия на человека или формам его поведения, а таящимся в них сверхъестественным силам. Таковыми считаются: божественная энергия Кришны, заключенная в священной мантре и в ритуальной пище вайшнавов — прасаде; космические силы ян и инь, которые следует держать в равновесии, согласно диетическим и врачевательным рецептам макробиотики Осавы; живительная энергия праны и шакти, наполняющая буддийские и тантрические обряды, и т.д. Оккультные представления распространены и среди участников движения Нового Века, которые убеждены, что “самовыражение посредством танца, театрализованных действ, керамики и поэзии порождает творческую энергию или дает возможность человеку подсоединиться к космической энергии”.

б) Оппозиционные религии. Это направление новых религиозных движений характеризуется прежде всего отчужденным отношением к миру, непримиримым противоборством с ним либо стремлением подчинить его противоположным сакральным приоритетам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола. Здесь перед нами особая группа оппозиционных (мироборческих и богоборческих) религий. Среди них преобладают феномены религиозности, возникшие еще в предшествующие эпохи, но переосмысленные в соответствии с современными социокультурными устремлениями.

Многие приверженцы оппозиционных религий стремятся (2) противостоять неблагоприятному воздействию окружающего мира с помощью магии и колдовства. Они называют себя “ведьмами” и “колдунами” и принадлежат к разнородному по своему составу неооккультизму. К этой же группе оппозиционных религий тяготеет, по-видимому, и неошаманизм, получивший известность благодаря литературным произведениям Карлоса Кастанеды. Вполне современным феноменом явились некоторые мистически настроенные уфологические группы, пропагандирующие культ космических пришельцев, пилотов летающих тарелок, спешащих на помощь страждущим обитателям Земли. Эти неоспиритические представления имеют своих предшественников: теософию с ее надеждой на помощь “старших братьев” по Космосу, сложившуюся, в свою очередь, под влиянием индуистского учения о существовании Шамбалы — сакральной обители тайных правителей Земли, и концепции аватара — о периодическом воплощении божества на земле.

Наиболее радикально настроенные представители оппозиционных религий проповедуют осмысление действительности и решение проблем современного мира, принципиально изменив вектор своих сакральных ориентаций, т.е. установив прямо противоположные сакральные приоритеты в сравнении с принятыми в традиционных религиях. Подобные ориентации свойственны основанной Ла Веем Церкви Сатаны, а также менее крупным объединениям достаточно широкого движения дьяволомании, адепты которого поклоняются персонифицированному Злу как верховному сакральному началу. Это многочисленные сатанинские мистериальные, оргаистические культы и секты. Их прообраз пропагандировал еще в первые десятилетия века англичанин Алиас Кроули, а в начале 60-х годов о реальности этого феномена узнала вся Америка, став свидетельницей человеческих жертвоприношений в банде Мейсона.

Переоценка сакральных ценностей была заложена в оккультно-мифологической доктрине германского фашизма, получившей сакраментальное название “Аненербе” (“Наследие предков”). В этом случае неомифология, поставленная на службу нацизму и стремлению к мировому господству, использовалась для оправдания преступной агрессии и кровавого геноцида. Согласно сокровенному содержанию этой мистической доктрины, “новый порядок” и “Третий Рейх”, о которых фашисты говорили как о своих главных военно-политических приоритетах в переустройстве всего мира, обладали для посвященных еще и эзотерическим значением — вступлением человечества в Новую Эру. Эта “эра сверхчеловека” должна стать свидетельством реализации нового сакрального мифа об установлении на земле теократического строя во главе с оккультным орденом СС — Аненербе, поддерживающим непосредственную связь с могущественными языческими божествами.

в) Альтернативные религии. Эта типология новых религиозных движений получила известность в период затухания в западных странах молодежного движения протеста 60-70-х годов, когда “движение Иисуса”, секта “Дети Бога”, “движение Харе Кришна” явились феноменами религиозного протеста, пришедшими на смену антиавторитарным социально-политическим выступлениям молодежи. В результате отчетливо обнаружилась сугубо радикальная установка этого типа религиозных новаций, получивших название альтернативных религий.

Их отношение к окружающему миру прямо противоположно апологетической позиции традиционных религий. Альтернативные религии принципиально отличаются даже традиционных религий, поскольку не допускают никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее своим авторитетом. Для этих религиозных новаций не приемлемы никакие реформы существующего строя, а любые программы совершенствования хозяйственно-экономических и политических отношений в обществе, развития международного сотрудничества отвергаются как бессмысленные и безрезультатные. Для них вся общественная система, весь образ жизни современного человечества представляются неприемлемыми, их недостатки — неисправимыми, а царящее зло — неискоренимым.

Эти явления были основательно исследованы в Америке и Западной Европе, где получили распространение такие религиозные новации альтернативной направленности, как “битнический дзэн”, “Революция Иисуса” и “наркотическая революция” (“психоделия” Кена Кизи и Тимоти Лири), как радикально настроенные группы движения Нового Века (New Age).

г) Новые религии. Типология новых религий в нынешних восточнославянских государствах разнообразна. К числу новых религиозных движений, ассимилировавшихся в современном обществе в качестве новых религий, можно отнести современные теософские и антропософские организации, во многом утратившие свой былой радикализм, а также Веру Бахаи или, например, Универсальную американскую церковь, возникшую на основе синкретического объединения ведантизма с современной американской культурой. Такова первая группа новых религий, пополняемая по мере присоединения к ней умиротворенных движений религиозного протеста. Вторая группа новых религий представлена религиозными организациями, давно известными в других странах, но и там несущими на себе отпечаток маргинальных направлений, противостоявших в период своего возникновения господствующей традиции. Из их числа в современной России получили распространение мормоны, сведенборгиане, представители такой влиятельной в Японии необуддистской организации, как Сока-Гаккай, или известной неоиндуистской организации Миссия Рамакришны. Это явление можно характеризовать как распространение маргинальной религиозности на новой для нее территории. Речь идет о появлении в России неизвестных в ней доселе конфессий, а не о новом культурно-историческом типе религий, обновленческих или альтернативных. К третьей группе новых религий принадлежат древние верования, возрождаемые в качестве средства защиты и осмысления интересов и настроений активизировавшихся национально-этнических и общественных объединений. Это язычество древних славян, языческие верования приволжских народностей. В качестве новых религий в этих случаях возрождаются религиозные реликты, призванные отстоять, усилить и утвердить угасающую, по мнению идеологов этого языческого возрождения, культурно-историческую идентичность соответствующих этносов.

Крупнейшей религиозной конфессией Беларуси является православие. В то же время, господствующий статус православной церкви не закреплён в Конституции. Согласно статье 16, «религии и вероисповедания равны перед законом».

Согласно исследованию центра Gallup, 27 % граждан Республики Беларусь признали, что религия играет важную роль их повседневной жизни. По этому показателю Белоруссия входит в число 11 наименее религиозных стран мира.

В то же время, общее количество верующих может достигать 50 %. По итогам проведённого в 1997 опроса, 49,4 % населения выбрало вариант «Да, я верю в Бога».

По отдельным оценкам, число людей, посещающих церкви, составляет 6%.

Конфессии в Беларуси:

Количество верующих по конфессиям на сегодняшний день

православных — более 80 % верующих, по другим данным - около 73% верующих;

католиков (латинского обряда) — около 1,4 млн. чел. - (15 % населения страны);

верующих всех протестантских деноминаций — 515 024;

мусульман — более 100 000; по другим данным — около 50 000;

иудеев — около 55 000; по другим данным — 60 000;

грекокатоликов (униатов) — до 10 000;

адвентистов седьмого дня — 4 633; по другим данным — 4 828;

свидетелей Иеговы — 3 872;

Русская православная церковь в Беларуси зарегистрирована как Белорусская православная церковь. По данным агентства Белорусские новости, в стране православных — более 80 % верующих, по другим данным - около 73% верующих.

Белорусский экзархат включает 11 епархий и 1 473 общины, в которых несут службу 1 438 священников; 1 175 православных храмов, 172 культовых здания возводится.

По состоянию на 1 января 2010 года в Республике Беларусь насчитывалось 3106 религиозных общин, в том числе:

1509 – православных;

501 - христиан веры Евангельской;

470 - римско-католических;

272 - евангельских христиан-баптистов;

72 - адвентистов седьмого дня;

55 - христиан полного Евангелия;

32 - старообрядческих;

27 - лютеранских;

26 – свидетелей Иеговы;

21 – новоапостольской церкви;

30 - иудейских;

26 - свидетелей Иеговы;

25 - мусульманской религии;

16 - прогрессивного иудаизма;

14 - грекокатолических;

9 - христиан веры апостольской

6 - кришнаитов;

5 - бахаи;

5 - Церкви Христовой;

4 - мормонов;

2 – мессианских;

1- реформатская;

1 -Иоганской церкви;

1 – пресвитерианской церкви;

1 - Армянской апостольской церкви

1 – католиков латинского обряда

Православие:

Крупнейшей христианской конфессией в Белоруссии является православие, представленное Белорусским экзархатом Московского патриархата, основанным в 1989. Экзархат включает в себя более 8 миллионов верующих и состоит из 11 епархий.

Католицизм

Католическая церковь — вторая по величине религиозная община в Беларуси. Католиками являются около 1,4 млн чел. (в основном поляки и часть этнических белорусов), причём в большей степени католицизм распространён на западе страны (прежде всего, в Гродненской области). В настоящее время Беларусь разделена на 4 диоцеза и архидиоцеза.

Грекокатолики (Униаты):

В 1791 году униаты составляли 39% населения Великого княжества Литовского. По другим данным, униаты в XVIII веке составляли абсолютное большинство (до 70%) населения на территории современной Беларуси.

В середине XIX века униатская церковь была присоединена к православной. Православное население вновь стало доминировать.

Протестанты:

Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь

Объединённая церковь христиан веры евангельской Беларуси;

Евангельские христиане-баптисты Беларуси;

Христиане полного Евангелия Беларуси;

Конференция церквей христиан адвентистов седьмого дня Беларуси.

Кроме того, действует община армянской апостольской церкви, община пресвитерианской церкви, общины мормонов, общины Свидетелей Иеговы.

Иудаизм:

Иудаизм появился на белорусских землях вместе с первыми евреями (конец XIV — начало XV века). Долгое время белорусские земли были крупным центром концентрации еврейского населения. По переписи 1897, на территории Беларуси насчитывалось более 700 000 евреев. В настоящее время в стране насчитывается около 28 000 евреев и 6 синагог.

Ислам:

Ислам получил определённое распространение в Беларуси с мирным переселением татар начиная с XIV в.

Язычество:

После принятия христианства на территории Беларуси язычество оказало определённое влияние на христианскую обрядность, что проявилось, в частности, в сохранении некоторых языческих праздников (Дзяды, Радуница, Коляда, Иван Купала, проводы Зимы и др.).

Начиная с конца 1980-х наблюдается рост числа людей, идентифицирующих себя как язычники. В то же время, языческое движение практически никак не организовано и является во многом стихийным.

Другие конфессии:

Имеет место небольшое число последователей индуизма (в основном среди переселенцев-индусов, а также из представителей других национальностей). Из ветвей индуизма наиболее распространён вишнуизм, в частности Сознание Кришны. В Минске и других крупных городах действуют общины Сознания Кришны (ИСККОН). На сегодняшний день в стране насчитывается около 8 000 - 15 000 представителей данной религиозной конфессии.

В Бресте, Витебске, Гомеле, Могилёве и Минске действуют общины бахаи.

Литература:

Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. - Москва, 1993.
Бендикс, Р. Образ общества у Макса Вебера // М. Вебер. Избранное - Москва, 1994.
Box, И. Социология религии / Социология религии: классические подходы / Хрестоматия. /Науч. ред. и сост. М.П. Гапочки и Ю.А. Кимелева - Москва, 1994.
Вебер, М. Наука как призвание и профессия //М. Вебер. Избранное - Москва, 1990.
Гараджа, В.И. Религия как предмет социологического анализа / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И. Гараджа - Москва,1994.
Дюркгейм, Э. Курс социальной науки / Эмиль Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение - Москва, 1995.

Религии мира / под ред. Я.Н.Щапова – М., 1994
Осипов, Г.В., Коваленко, Ю.П., Щипанов, Н.И., Яновский, Р.Г. Социология / Г.В.Осипов [и др.]. - Москва: Мысль, 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: