double arrow

Эластичность спроса и предложения. Из него видно, что кривая спроса и предложения пересекаются в одной точке, которая есть ценой равновесия (рыночной ценой)

Рис. Цена равновесия.

Из него видно, что кривая спроса и предложения пересекаются в одной точке, которая есть ценой равновесия (рыночной ценой).

Одновременно в этой точке сбегаются индивидуальные и ОНЗТ.

При установлении цены на уровне, который превышает рыночную цену, предложение превышает спрос, и появляется излишек продукта; если цена ниже рыночной, спрос превышает предложение, и возникает дефицит.

В состоянии равновесия спроса и предложения рынок считается сбалансированным, это состояние обеспечивает конкуренция.

Цена равновесия выполняет такие функции:

1. информирует производителей о путях рационального распределения экономических ресурсов (повышение цены свидетельствует о целесообразности увеличения объёмов производства и наоборот, т.е. о необходимости перераспределения производственных ресурсов);

2. вместе с конкуренцией, процесс взаимодействия спроса и предложения формирует механизм рыночного соотношения между индивидуальным и ОНЗТ.

При этом приведённый выше механизм действует только в условиях свободной конкуренции – одного из типов рынка, который доминировал на низшей стадии капитализма.

Важную роль в производственной деятельности товаропроизводителей, рациональном распределении экономических ресурсов играет эластичность спроса и предложения.

Однако информации об отклонении цены на товар под влиянием определённых факторов ещё не достаточно для принятия выверенных решений предпринимателем, важно знать меру такого отклонения. Экономическая наука предлагает категорию эластичности.

Эластичность – мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют, и, прежде всего от стоимости товаров.

В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентно изменения другой переменной величины.

Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса в зависимости от цены.

Основные факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:

1. наличие качественных, взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них (чем больше таких заменителей и чем ниже цены на них, тем эластичнее будет спрос);

2. доля продукта в доходах потребителя (чем важнее место занимает определённый продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при неизменных других условиях);

3. продолжительность периода для осуществления выбора (чем длительнее период времени для принятия решения, тем эластичнее спрос на товар);

4. тип товаров, в частности их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления (спрос на предметы роскоши, как правило, эластичный, на товары ширпотреба – неэластичный).

Эластичность из-за изменения цены показывает, какое изменение спроса происходит в процентах с повышением цены, скажем на 1%.

Эс = процентное изменение количества товаров, на которые есть спрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: