double arrow

Эластичность спроса и предложения. Из него видно, что кривая спроса и предложения пересекаются в одной точке, которая есть ценой равновесия (рыночной ценой)


Рис. Цена равновесия.

Из него видно, что кривая спроса и предложения пересекаются в одной точке, которая есть ценой равновесия (рыночной ценой).

Одновременно в этой точке сбегаются индивидуальные и ОНЗТ.

При установлении цены на уровне, который превышает рыночную цену, предложение превышает спрос, и появляется излишек продукта; если цена ниже рыночной, спрос превышает предложение, и возникает дефицит.

В состоянии равновесия спроса и предложения рынок считается сбалансированным, это состояние обеспечивает конкуренция.

Цена равновесия выполняет такие функции:

1. информирует производителей о путях рационального распределения экономических ресурсов (повышение цены свидетельствует о целесообразности увеличения объёмов производства и наоборот, т.е. о необходимости перераспределения производственных ресурсов);

2. вместе с конкуренцией, процесс взаимодействия спроса и предложения формирует механизм рыночного соотношения между индивидуальным и ОНЗТ.

При этом приведённый выше механизм действует только в условиях свободной конкуренции – одного из типов рынка, который доминировал на низшей стадии капитализма.




Важную роль в производственной деятельности товаропроизводителей, рациональном распределении экономических ресурсов играет эластичность спроса и предложения.

Однако информации об отклонении цены на товар под влиянием определённых факторов ещё не достаточно для принятия выверенных решений предпринимателем, важно знать меру такого отклонения. Экономическая наука предлагает категорию эластичности.

Эластичность –мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют, и, прежде всего от стоимости товаров.

В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентно изменения другой переменной величины.

Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса в зависимости от цены.

Основные факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:

1. наличие качественных, взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них (чем больше таких заменителей и чем ниже цены на них, тем эластичнее будет спрос);

2. доля продукта в доходах потребителя (чем важнее место занимает определённый продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при неизменных других условиях);

3. продолжительность периода для осуществления выбора (чем длительнее период времени для принятия решения, тем эластичнее спрос на товар);

4. тип товаров, в частности их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления (спрос на предметы роскоши, как правило, эластичный, на товары ширпотреба – неэластичный).

Эластичность из-за изменения цены показывает, какое изменение спроса происходит в процентах с повышением цены, скажем на 1%.

Эс = процентное изменение количества товаров, на которые есть спрос







Сейчас читают про: