Деление цен по форме конкуренции

Деление цен по форме собственности.

Функции и виды цен.

Цена выполняет такие основные функции:

1. измерительная;

2. распределительная;

3. стимулирующая.

Измерительная функция цены – заключается в том, что она есть средством учёта общественно необходимого, а также, и полезного труда. Труд, который превышает эту величину, не признаётся потребителями. Такой учёт даёт возможность осуществлять эквивалентный обмен товаров, определять экономическую эффективность производства, устанавливать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением и т.д.

Распределительная функция цены - реализуется в процессе внутри – и межотраслевой конкуренции. В первом случае такое перераспределение стоимости, прежде всего прибавочной стоимости, осуществляется в пользу тех предприятий, у которых затраты производства ниже общественно необходимых, а качество товаров выше. Во втором случае перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм переливания капиталов на пользу отраслей, в которых производство товаров и услуг осуществляется соответственно индивидуальных, коллективных и общественных потребностей.

Стимулирующая функция цены – состоит в том, что рыночные цены через механизм конкуренции заставляют предпринимателей внедрять новую технику, совершенствовать формы и методы организации производства и т.д.

Существуют разные критерии деления цен. Так согласно с критерием собственности различают: государственные; кооперативные; индивидуальные; и другие виды цен.

Государственные цены преобладали в бывшем СССР, поскольку 92% собственности принадлежало государству. В СССР 98% цен были государственными и только 2% - ценами колхозного рынка. Цены на продукцию кооперативных предприятий также были огосударствлены.

В зависимости от форм конкуренции, в частности от форм собственности, различают:

· рыночные цены, при чистой конкуренции;

· омегопольные цены – при господстве групповых монополий (омегополий);

· монопольные цены – при абсолютной монополизации единственным производителем или продавцом соответствующей сферы производства или сбыта.

В общем при господстве монополий различают монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопольно высокую цену устанавливает производитель, который занимает монопольное положение в производстве и на рынке, организовывает конкуренцию, нарушает права потребителей, вследствие чего получает высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливают производители под давлением монополистов. Такое давление ощущают мелкие и средние фирмы при заключении контрактов с монополиями, мелкие фирмы под давлением транспортных и промышленных компаний во время доставки сельхозхозяйственной продукции на рынок и её переработке.

Однако монопольно высокие цены приводят к уменьшению платёжеспособного спроса населения, «притягивают» конкурентов.

Поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая даёт возможность присваивать максимальную прибыль.

При господстве на рынке нескольких омегополий, как правило, используется практика «лидерства в ценах». Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, крупнейшая компания устанавливает цены на свои товары и услуги. Остальные омегополии по общему молчаливому согласию назначают такую же цену или цену несколько ниже (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и т.д.)

Цены товаров природных монополистов регулирует государство (электроэнергия, услуги связи, почты и т.д.)

В зависимости от типов рыночной системы различают регулируемые и нерегулируемые цены. Значительную часть цен в развитых странах регулирует государство.

Так, в Швейцарии государственный контроль над ценами распространяется почти на 50% объёма товарной продукции, во Франции государство регулирует цены на сельхозпродукцию, газ, электроэнергию, транспорт, некоторые другие товары и услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: