Взаимоотношения монголов и Русской Церкви

Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств

Батый основал на покоренных им землях свое государство, известное под названием «Золотая Орда». Оно простиралось от Хорезма на востоке до Болгарии на западе, от Руси на севере до Крыма и Кавказа на юге. В устье Волги, на берегах одного из ее рукавов – Ахтубы, в ста километрах от нынешней Астрахани, Батый построил свою столицу – город Сарай-Бату (ныне городище Селитряное). Сюда он вызывал русских князей, обязанных отныне прибывать к хану с выражением своей вассальной зависимости и покорности. С государственной самостоятельностью Руси было надолго покончено. Князья, сохранившие свои уделы, отныне получали от хана особую грамоту (ярлык) на управление своими княжествами. Уже в 1242 г. князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, отправившись в ставку Батыя, был утвержден великим князем Владимирским. Ярослав также должен был отправиться и в Каракорум, ко двору великого хана монголов Гуюка. Подобные визиты в Орду или в Монголию на первых порах после завоевания Руси должны были совершать большинство русских князей. Русь, разгромленная и обескровленная, а потому практически не способная к сопротивлению, вошла в состав державы Батыя на правах подконтрольных монголам земель с правами частичной автономии. Конечно, это было насилием над Русской землей, а отнюдь не ее добровольным вхождением в состав Золотой Орды.

В этот период сильно меняется значение различных областей Руси. Киев в своем политическом значении пал окончательно. Образовались новые центры, возвысились Владимир, Тверь, Москва, Нижний Новгород. Золотоордынцы ставили в городах «баскаков», которые назначались из представителей монгольской аристократии. Баскаки собирали дань и контролировали деятельность князей. Произвол баскаков нередко вызывал восстания, которые жестоко подавлялись. Завоеватели охотно поддерживали междоусобную борьбу князей, им это было выгодно.

В условиях политической разобщенности, всеобщего материального и духовного оскудения, вызванного монгольским завоеванием, значение Церкви в жизни русского общества неизмеримо возросло. Церковь и духовенство пострадали в Батыево нашествие точно так же, как и весь русский народ. Храмы и монастыри были разграблены и преданы огню. Множество священнослужителей перебито. Однако после ухода татаро-монгольских войск и утверждения зависимости Руси от Золотой Орды, Церковь не подвергалась больше гонениям со стороны завоевателей. Монголы отличались религиозной терпимостью, чтили чужие верования. Следуя заветам Чингисхана, его потомки повсюду в завоеванных странах оказывали покровительство местному духовенству, тем самым, обеспечивали лояльность к Золотой Орде наиболее образованного и авторитетного социального слоя. На Руси духовенство было освобождено от всех податей и повинностей в Орду. Русские митрополиты, также как и князья, получали из рук хана ярлыки, подтверждавшие эти привилегии. Все это привело к значительному возрастанию могущества Церкви в данный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: