Причины быстрого умножения монастырей в XIV – XV вв

Монгольский погром чувствительно коснулся монашества. Киево-Печерский монастырь еще в домонгольское время был превращен в развалины; множество монастырей других на севере и юге России постигла та же участь. До конца XIII в. развитие монашества идет медленно; несколько монастырей возникло только в Новгородской области, до которой не дошли татаро-монголы. Около столетия русская Церковь не знает новых святых иноков — преподобных. Но с XIV в. монашество начинает быстро развиваться; с XIV в. и до середины XV в. возникло до 180 новых обителей.

Причины такого быстрого умножения монастырей в эту эпоху были различны. Лучшее усвоение лучшими людьми русского общества высших евангельских начал пробуждало в них стремление к высшим ступеням нравственного совершенства, аскетический идеал благочестия в народе указывал на монастырь, как место исключительно святой жизни; тяжелые обстоятельства времени возбуждали в народе набожность и заставляли многих прибегать за утешением к религии; наконец, отсутствие стеснений и покровительственное отношение правительства к монастырям также содействовало росту монашеской жизни.

С середины XIV века наблюдается на Руси явление, которое принято называть монастырской колонизацией. Удаляясь от людей в непроходимую лесную глушь, которая, и называется на древнерусском языке пустыней, отшельник надолго подвизается один, посещаемый только зверями. Лишь только пойдет в народе молва о нем, как в лесную пустыню к малой келье безмолвника собираются его будущие сожители и сподвижники. Они трудятся своими руками, сеча лес, насевая поля, строя кельи и храм. Вырастает монастырь. И к шуму векового леса, присоединяется - звон монастырского била, к обители являются крестьяне. Они беспрестанно рубят лес, пролагают дороги в непроходимых раньше дебрях, строят вблизи монастыря дворы и села. Села разрастаясь, превращаются в посад, или даже город.

Центром развития монашеской жизни в этот период была Русь северная. Новое подвижничество во второй четверти XIV в. - это подвижничество пустынножителей. Излюбивши пустыню, взяв на себя труднейший подвиг, связанный с созерцательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси. Любовь является доминирующей чертой северо-восточных подвижников. Даром любви обладают все истинные подвижники и безмолвники, искоренившие страсти. Это движение вызвано было величайшим подвижником русской земли, отцом последующего монашества преподобным Сергием Радонежским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: