Анализ эффективности производства

Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ НОВОВВЕДЕНИЯМИ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ

Цель управления научно-техническим прогрессом (НТП) - обеспечить его ускорение на основе сокращения научно-технического цикла и внедрения новейших техники, технологии и организации производства.

На уровне отрасли цели управления конкретизируются в виде ожидаемых конечных результатов НТП, отражающих общественные потребности на данном этапе. Субъекты управления НТП:

• государство в лице соответствующих органов;

• частные и государственные предприятия;

• отраслевые объединения частных компаний.

Управление НТП в отрасли может осуществляться на разных уровнях: национальном (федеральном), региональном, корпоративном.

Цели управления НТП реализуются через научно-техническую политику, проводимую государством и в частном секторе народного хозяйства. Научно-техническая политика служит связующим звеном между стихийным потоком нововведений и общественными потребностями.

В процессе разработки научно-технической политики проводится анализ достигнутого уровня технического развития отрасли, оценивается имеющийся научно-технический потенциал, определяются ресурсные ограничения, выполняются научно-технические прогнозы.

На основе параметров научно-технической политики осуществляется планирование научно-технического развития - разрабатываются научно-технические программы.

Научно-техническая программа - это плановый документ, разрабатываемый для решения сложных проблем, которые требуют реализации комплекса целенаправленных мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям работ и относящихся к разным сферам деятельности (научной, проектно-конструкторской, строительной, производственной).

В зарубежных странах существуют правительственные органы - центры разработки и согласования научно-технической политики. Они ведут научно-технические программы на национальном уровне. Таково Министерство энергетики в США. В крупных энергокомпаниях (ЭДФ во Франции, КЕРСО в Южной Корее) имеются научно-исследовательские отделения, пользующиеся большой свободой в выборе направлений, средств технического развития и овладения перспективной технологией. На межфирменном уровне создаются многосторонние экономические партнерства, нередко межнациональные. В частности, "Фраматом" и "Сименс" совместно занимаются разработкой и осуществляют сбыт ядерных реакторов.

Исходной стадией формирования научно-технической политики является анализ научно-технического уровня отрасли, который осуществляется с помощью системы показателей. Эти показатели в совокупности отражают три аспекта:

• наукоемкость отрасли;

• интенсивность обновления техники;

• прогрессивность применяемых энергоустановок.

Такой анализ целесообразно выполнять в целом по электроэнергетике и ее отдельным подотраслям. При этом следует использовать межстрановые сравнения; в качестве базы сравнения рекомендуется выбирать лучшие мировые аналоги с учетом сопоставимости назначения и типов технических устройств.

Наукоемкость электроэнергетики характеризуется долей затрат на НИОКР в общих капиталовложениях в отрасль.

Интенсивность обновления отражают такие показатели, как коэффициенты обновления и выбытия активной части основных фондов, а также возрастная структура оборудования.

Прогрессивность применяемых энергоустановок можно оценить с помощью удельного веса высокоэффективных типов агрегатов в структуре генерирующих мощностей по отдельным подотраслям электроэнергетики (ТЭС, ГЭС, АЭС, НВИЭ), а также по технико-экономическим показателям сопоставимых энергоустановок.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НИОКР

Научно-техническое развитие осуществляется под влиянием двух факторов: рыночного механизма и государственного целенаправленного воздействия. Государственное регулирование требуется для достижения долгосрочных общественных (национальных) целей, например, решения задач энергетической независимости страны (региона), экологической безопасности, научно-технического лидерства, внедрения новейшей наукоемкой техники и технологии. Частный бизнес не приспособлен решать эти проблемы, так как ориентируется исключительно на текущую коммерческую эффективность.

Государственное влияние в сфере НТП осуществляется двумя способами:

• непосредственным участием в инновационном процессе (прямое стимулирование НТП);

• формированием мотивированной среды для инновационного процесса (косвенное стимулирование НТП). Основные формы участия государства в НТП:

• централизованное планирование и финансирование;

• стимулирование НТП в частном секторе экономики;

• информационное обеспечение:

• координационная деятельность:

• подготовка инженерных и научных кадров.

В целях государственного регулирования НТП создаются специальные правительственные структуры и соответствующая законодательная база.

Методы прямого стимулирования НТП. Цель прямого стимулирования - развитие долгосрочных и рисковых НИР в ключевых областях экономики. Применительно к электроэнергетике это прежде всего ядерная энергетика, нетрадиционные возобновляемые источники энергии, новые источники энергии и новые наукоемкие технологии.

Прямое стимулирование включает:

• разработку и реализацию целевых программ научных исследований;

• бюджетное финансирование НИИ и исследовательских центров;

• заключение контрактов с частными фирмами на выполнение определенных работ;

• создание центров научно-технической информации;

• подготовку и повышение квалификации кадров для частных фирм. Прямое стимулирование НТП имеет свои особенности в разных странах. В Германии это основной принцип научно-технической политики. Проекты компаний могут разрабатываться на основе программ Министерства исследований и технологии; в этом случае частные фирмы получают финансовую помощь. В качестве посредников между правительством и бизнесом выступают крупные НИИ. В Японии доля прямых государственных ассигнований на НИОКР относительно ниже, чем в других странах. Финансируются НИИ, государственные предприятия и исследовательские центры. Правительство инициирует и организует национальные программы НИОКР, распространяет информацию по новейшим технологиям, приобретает патенты и лицензии за рубежом (с последующей продажей их частным фирмам). В США бюджетные ассигнования направлены на наиболее капиталоемкие исследования приоритетного значения, а также на распространение технических новшеств среди предпринимателей.

Косвенное стимулирование НТП. Целями косвенного стимулирования НТП являются:

• ускорение внедрения новой техники;

• расширение источников финансирования НИОКР в частных фирмах;

• наращивание внутрифирменных расходов на НИОКР;

• усиление взаимодействия предприятий и организаций в сфереНИОКР. В отличие от прямого стимулирования, в большей степени направленного на исследования, косвенное стимулирование делает акцент на разработку и внедрение новой

техники. Косвенное стимулирование включает:

• государственные субсидии и льготные займы;

• льготное кредитование (низкопроцентные, беспроцентные кредиты на длительные сроки);

• ценовые скидки (тарифы на электроэнергию, цены на оборудование);

• амортизационные льготы (ускоренная амортизация);

• налоговые льготы.

Объектами стимулирования являются разработчики новой техники, производители прогрессивного оборудования, продавцы оборудования, покупатели (потребители) новой техники.

В каждой стране применяется свой набор льгот и стимулов, обеспечивающих благоприятный экономический климат для разработки и внедрения высокоэффективных технических устройств. В частности, в США; и Японии масштабы косвенного стимулирования технического развития выше, чем в Германии и Франции, где упор делается в большей степени на прямое стимулирование.

Стимулирующая амортизационная политика. Основные черты амортизационной политики индустриально развитых стран - это:

• повышение норм списания основного капитала;

• переход к ускоренной амортизации;

• создание приоритетных условий для развития особо важных отраслей экономики.

Общее повышение норм и ускоренная амортизация предусматривают создание условий для формирования собственных финансовых ресурсов в целях обновления производственного капитала в условиях НТП, предотвращения потерь от морального износа средств труда.

Государственное стимулирование развития нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Относительно низкая коммерческая эффективность установок нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ) при их высокой общественной значимости объективно требует активного государственного влияния на их развитие на всех этапах НИОКР, производства и внедрения соответствующей техники. Такое государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:

• национальные программы в областиНВИЭ, программы международных организаций и сообществ;

• субсидии из бюджета для производителей и покупателей оборудованияНВИЭ;

• льготные кредиты и низкопроцентные займы на разработку и внедрение НВИЭ;

• налоговые льготы для фирм и частных лиц, приобретающих оборудование НВИЭ (например, в США налоговые льготы для пользователей солнечных и геотермальных установок в жилых домах составляют 20% от стоимости оборудования, ветроэнергетических - 5%; пользователи солнечных, геотермальных, ветровых, биоэнергетических установок в промышленности и коммерческом секторе имеют льготы 10%, термоградиентных - 5%);

• льготные условия возврата кредитов для покупателей систем генерирования электроэнергии на основе НВИЭ;

• льготные условия расчета за электро- и теплоэнергию, полученную с использованием НВИЭ.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЭНЕРГОКОМПАНИИ

Под технической политикой энергокомпании понимается стратегический курс в области развития техники и технологии энергетического производства, направленный на реализацию ее долгосрочных целей. Объекты (области) технической политики подразделяются по двум признакам: функциональному и воспроизводственном)'. В первом случае они делятся на определенные сферы, например:

• генерирования электро- и теплоэнергии:

• транспорта электро- и теплоэнергии:

• конечного использования энергоносителей (потребительский сектор). По воспроизводственному признаку можно выделить:

• сооружение новых генерирующих и транспортных установок;

• реконструкцию действующих производственных мощностей;

• повышение энергоэффективности в потребительском секторе, заменяющее ввод новых мощностей.

Формирование технической политики включает ряд этапов.

В области надежности энергоснабжения анализируется частота отказов генерирующего и сетевого оборудования. Экономичность производства оценивается в аспекте ценообразования и приемлемости тарифов для потребителей. Экологичность оборудования определяется по выполнению природоохранных стандартов. Оценивается относительный вклад указанных элементов эффективности (надежности, экономичности. экологичности) в конечные финансовые результаты энергокомпании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: