Конкуренция - это экономическое соперничество между энергокомпаниями за право поставок на энергетические рынки продукции и услуг

Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОКОМПАНИЙ

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Под государственным регулированием энергокомпаний понимается деятельность специализированных государственных органов на национальном и региональном уровнях, направленная на создание условий для реализации общественных интересов в сфере энергоснабжения народного хозяйства.

Безусловная необходимость государственного регулирования энергоснабжающих организаций вызвана следующими факторами.

Уникальный социальный статус электроэнергетики. Как указывалось выше (глава 1), отрасль является основой жизнедеятельности общества и научно-технического прогресса в народном хозяйстве любой страны ввиду уникальности своей продукции. Поэтому энергоснабжающие организации несут особую - социальную - ответственность за надежное, качественное и безопасное энергоснабжение всех без исключения потребителей на обслуживаемой территории, а также за развитие энергосистемы в соответствии с ростом спроса на энергетические услуги. Требование социальной ответственности закрепляется законодательно, а его выполнение должно контролироваться регулирующими органами (прежде всего через систему лицензирования).

Наличие естественных монополий в энергоснабжении. Естественная монополия может существовать только при таком состоянии товарного рынка, когда организация конкуренции экономически неэффективна или технологически невозможна, а производимый товар (услуги) не может быть заменен другими видами товара (услуг).

В электроэнергетике к естественным монополиям относят энергокомпании, обеспечивающие в основном услуги по передаче и распределению электрической и тепловой энергии, подразумевая, что в области генерирования энергии и ее сбыта принципиально возможна организация конкурентной среды.

Противоречия между интересами бизнеса и долгосрочными общественными целями. Речь идет о крупномасштабных решениях в области перестройки топливно-энергетического баланса страны и отдельных регионов, электрификации народного хозяйства, внедрения прогрессивных технологий в электроэнергетике, способных кардинально повысить энергетическую и экологическую эффективность отрасли. Такие проекты и программы отличаются высокой наукоемкостью и капиталоемкостью; они, как правило, рассчитываются на длительную перспективу и не отвечают интересам бизнеса, который руководствуется критериями текущей коммерческой эффективности. Более того, общественные цели могут вступать в противоречие с интересами энергокомпаний на каком-то этапе.

Стимулирование эффективности производства в энергокомпаниях. В компаниях, принадлежащих к естественным монополиям, эта проблема решается путем нормирования элементов тарифа - издержек и прибыли. Параллельно для повышения эффективности формируется конкурентная среда; правила организации энергетического рынка и ценовой механизм его функционирования устанавливаются правительственными органами. При необходимости государство оставляет за собой право прямого вмешательства в деятельность субъектов конкурентного рынка, если она противоречит установленным правилам или если эффективность конкуренции не отвечает общественным интересам (например, резкое повышение тарифов, нецелевое использование инвестиций).

Проблема охраны окружающей среды. Известно, что рыночный механизм, универсальный и эффективный регулятор общественного производства, обнаруживает очевидные сбои в решении экологических проблем. В этой связи государством применяются два основных метода экологического управления:

• законодательно-административное принуждение;

• специальныйэкономический механизм, создающий систему стимулов для снижения загрязнения природной среды.

Таким образом, обобщающая цель государственного регулирования в электроэнергетике заключается в согласовании интересов производителей энергии, ее потребителей и общества в целом как в текущем, так и в долгосрочном аспектах.

Государственное регулирование в электроэнергетике основывается на специальном законодательстве. Оно включает разные методы и охватывает широкий спектр объектов регулирования, осуществляется на национальном (общегосударственном) и региональном уровнях.

Можно выделить следующие области и соответствующие им методы государственного регулирования в электроэнергетике.

Ценообразование. Для интегрированных энергокомпаний на закрытых электроэнергетических рынках могут устанавливаться:

• нормативы рентабельности(предельные значения нормы прибыли на капитал);

• экономически обоснованные тарифы:

• предельные уровни тарифов.

Для функциональных энергокомпаний на конкурентных электроэнергетических рынках возможны:

• в производстве электроэнергии - прекращение государственного регулирования цен и применение конкурентных механизмов ценообразования (в отдельных случаях не исключено установление верхнего предела цены генерирования);

• в передаче и распределении электроэнергии - предельный уровень тарифов и

обеспечение прозрачности затрат.

Управление государственной собственностью. Включает:

1) управление пакетами акций энергокомпаний, принадлежащих государству;

2) перераспределение собственности:

• продажу госимущества;

• сдачу в залог;

• передачу в доверительное управление.

Планирование. Формирование целевых комплексных энергетических программ. Включение поставок электроэнергии и тепла в перечень продукции для государственных нужд.

Лицензирование. Выдача и отзыв лицензий по отдельным видам деятельности:

• производство, передача, распределение и сбыт энергии;

• производство, монтаж и ремонт энергооборудования (при соответствии нормативным критериям).

Государственная поддержка инвестиционной деятельности. Включает:

• привлечение кредитов банков под гарантии правительства;

• конкурсное выделение кредитов из "бюджета развития";

• финансирование целевых программ (в том числе научно-технических):

• стимулирующую амортизационную и налоговую политику;

• развитие финансового лизинга оборудования.

Контроль и обеспечение надежности и качества энергоснабжения. Обеспечивается:

• за счет введения надбавок к тарифу за повышение уровня надежности;

• отзыва лицензий у поставщиков энергии;

• установления перечня неотключаемых потребителей.

Управление природоохранной деятельностью. Предусматривает:

• займы, льготные кредиты и налоговые послабления при условии осуществления природоохранной деятельности;

• учет экологической ситуации в тарифах на электроэнергию;

• установление платы за загрязнение;

• куплю-продажу лицензий на сброс вредных веществ.

КОНКУРЕНЦИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Конкуренция позволяет получить такие общественно значимые результаты, как

• снижение издержек производства и тарифов на энергию;

• ускорение внедрения и освоения прогрессивных технологий энергетического производства;

• повышение энергоэффективности в потребительском секторе (как следствие предоставления широкого круга услуг по энергосбережению);

• улучшение состояния окружающей среды (в том числе за счет освоения возобновляемых источников энергии).

В электроэнергетике в передаче и распределении энергии конкуренция исключена: здесь действуют естественные монополии. В других сферах можно выделить следующие виды и формы конкуренции.

Прямая конкуренция:

• в сфере генерирования энергии - между энергокомпаниями-производителями;

между энергокомпанией и собственными генерирующими установками потребителей (формы прямой конкуренции в этой сфере - в использовании действующих мощностей и в создании новых);

• в сфере торговли энергией - между поставщиками (продавцами) энергии, доводящими ее до конечных пользователей.

Косвенная конкуренция (в сфере энергопотребления):

• между энергокомпанией и поставщиками альтернативных энергоносителей (природного газа и др.);

• между энергокомпанией и поставщиками энергосберегающих услуг по энергосбережению.

Следует отметить, что энергокомпании вступают также в конкуренцию во внешней среде на рынке капитала для получения инвестиционных ресурсов. Поэтому даже акционерные компании, занимающиеся электросетевыми услугами (монопольный вид деятельности), вынуждены снижать издержки, чтобы быть привлекательными для инвесторов.

Необходимые условия организации конкурентной среды в электроэнергетике:

• достаточное количество частных энергокомпаний на рынке (производителей и поставщиков электроэнергии);

• свободный их доступ к транспортным и распределительным сетям;

• механизм ценообразования на энергию, стимулирующий конкуренцию. Отсюда следует, что для обеспечения эффективной конкуренции требуются значительные избыточные генерирующие мощности, а также соответствующая им пропускная способность электрической сети. Причем интенсивность конкуренции повышается с ростом количества производителей (поставщиков) энергии на данном рынке. Увеличения числа конкурирующих участников энергетического рынка можно достигнуть путем дезинтеграции и разделения крупных компаний-монополистов и создания независимых (функциональных) компаний в сферах генерирования, транспорта. распределения и сбыта энергии. Другой путь - привлечение на рынок новых независимых производителей.

Считается что, конкуренция тогда максимально эффективна, когда она одновременно существует как в сфере генерирования, так и сбыта. Хотя потребитель может получить электроэнергию только от сетей местной распределительной компании, купить ее в принципе он может у любого продавца. Для этого необходимо, чтобы функция энергоснабжения (обеспечения физических поставок энергии) и функция продажи электроэнергии были разделены, а все субъекты рынка получили свободный доступ к электросети.

Открытость рынков для конкуренции зависит от масштабов приватизации и наличия частной собственности на предприятиях электроэнергетики. В общем случае приватизация преследует две цели:

• отказ от дотаций государства, приток средств в бюджет, а также привлечение частного (в том числе иностранного) капитала в электроэнергетику;

• создание благоприятных условий для конкуренции как основы более эффективного функционирования и развития отрасли.

Предполагается, что компании, находящиеся в собственности частного инвестора. способны генерировать энергию с наименьшими затратами.

Мировой опыт показывает, что сценарии проведения приватизации в электроэнергетике специфичны для каждой страны и могут осуществляться по следующим схемам.

1. Продажа энергопредприятия целиком или отдельными долями (энергоблоками. технологическими системами и т.д.).

2. Продажа отдельных активов в виде акций.

3. Привлечение частного капитала для улучшения финансового положения энергопредприятия, владельцем которого остается государство.

4. Привлечение частного капитала на условиях: "строительство - владение - эксплуатация - передача". Это означает, что энергопредприятие остается в собственности компании, построившей его, до полного возмещения вложенного капитала и нормы прибыли на него. После этого предприятие передается в собственность государства.

Функционирование конкурентной среды обеспечивается, прежде всего, механизмом рыночного ценообразования в сфере генерирования энергии. Созданиетакого механизма требует, во-первых, выделения функции производства энергии в самостоятельный вид бизнеса и, во-вторых, дерегулирования тарифов и инвестиционной деятельности производителей энергии. В этом случае цена генерирования будет устанавливаться на основе аукциона объемно-ценовых заявок продавцов и покупателей, исходя из обеспечения баланса спроса и предложения на энергетическом рынке в отдельные периоды времени. Такой подход стимулирует снижение издержек производства и привлечение инвестиций в электроэнергетику. При этом инвестиционный риск целиком ложится на производителя, но зато и вся прибыль достается ему (она ограничивается только ценой конкурентного рынка, а не решениями регулирующих органов).

Конкурентоспособность энергокомпании на рынке электроэнергии в общем случае определяется тремя основными факторами:

• стоимостью энергии по отношению к аналогичному показателю у конкурентов;

• качеством обслуживания клиентов;

• ассортиментом и условиями предоставления потребителям дополнительных услуг по энергоснабжению.

Немаловажную роль играет и деловая репутация (имидж) энергокомпании, особенно при заключении долгосрочных договоров, связанных с сооружением новых энергомощностей.

Неконкурентоспособными являются те энергокомпании, продукция которых по критерию эффективности ее производства оказывается невостребованной на электро-энергетическом рынке. Для выхода из неблагоприятной ситуации владельцы таких компаний могут принимать различные решения: модернизировать производство; продать часть энергоустановок; выйти на рынок технологических услуг для продажи своих мощностей в качестве резерва высокорентабельным компаниям, заинтересованным в более полной загрузке своих электростанций. Наконец, регулирующие органы могут предусмотреть временную поддержку отдельных неконкурентоспособных Компаний в форме финансирования их постоянных издержек за счет специальных надбавок к рыночному тарифу.

ВИДЫ И МОДЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

Энергетический рынок включает рынок электро- и теплоэнергии. В общем случае электроэнергетический рынок- это сфера операций по купле-продаже следующих основных видов продукции и услуг:

• электрической энергии;

• электрической мощности;

• услуг по транспорту и распределению электроэнергии;

• технологических услуг, связанных с обеспечением надежного функционирования основной электросети и поддержанием качественных параметров энергоснабжения на нормативном уровне;

• услуг по повышению энергоэффективности, предоставляемых потребителям. Субъектами (участниками) рынков являются:

• производители электроэнергии - энергокомпании с вертикально-интегрированной структурой, генерирующие компании, независимые производители электроэнергии;

• поставщики электроэнергии - вертикально-интегрированные компании, компании, осуществляющие транспорт (передачу) энергии, компании-дистрибьюторы, осуществляющие распределение энергии, электросбытовые организации;

• независимые коммерсанты - брокеры (обеспечивают посреднические услуги при заключении контрактов), дилеры (покупают и перепродают электроэнергию);

• потребители энергии различных групп и категорий.

В зависимости от конкретной организационной модели электроэнергетического рынка состав участников, а также ассортимент продукции и услуг могут меняться.

Пространственная конфигурация рынка определяется границами электроэнергетических систем, обладающих достаточно сильными внутренними связями. Расширение границ рынка требует увеличения пропускной способности межсистемных линий электропередачи.

Электроэнергетические рынки любого типа в той или иной степени контролируются государством, т.е. являются регулируемыми. Это объясняется двумя причинами:

приоритетом надежности энергоснабжения и наличием естественных монополий в электроэнергетике (в частности, в передаче и распределении электроэнергии).

Классификация электроэнергетических рынков.

Оптовые рынки электроэнергии функционируют в сетях высокого и сверхвысокого напряжения. На оптовом рынке взаимодействуют производители, поставщики и отдельные крупные потребители электроэнергии. Оптовые рынки подразделяются на контрактные и оперативные. Контрактный рынок основан на двусторонних соглашениях между субъектами оптового рынка (на срок от недели до десятков лет). Оперативный рынок функционирует в пределах текущих суток, разделенных на периоды определенной продолжительности. Товарами на контрактных рынках являются электроэнергия и мощность, на оперативных - только электроэнергия. В энергообъединениях разных стран применяются различные сочетания контрактного и оперативного рынков, обычно дополняющие друг друга.

Розничные рынки функционируют в сетях среднего и низкого напряжения. На розничном рынке взаимодействуют поставщики, сбытовые организации и в совокупности все потребители данного региона. Подразделение этих рынков на сегменты по видам нагрузки связано с широкой дифференциацией требований к энергоснабжению и различиями в стоимости обслуживания разных групп потребителей, питающихся от сетей разного класса напряжения в разные периоды суток и сезоны года.

Модель 1. Монополия на всех уровнях. Генерирование, передача, а часто и распределение электроэнергии осуществляются одной унитарной (интегрированной > компанией. В сфере производства отсутствуют конкуренция и выбор поставщика. Если и существует отдельная компания-дистрибьютор, то она может получать электроэнергию только от одного поставщика, а все потребители получают электроэнергию только от одного дистрибьютора в данном регионе. Примеры: ЭДФ во Франции: региональные энергокомпании в США; АО-энерго в России.

Модель 2. Закупочное агентство. Единый покупатель выбирает производителей. Независимые производители энергии конкурируют в области строительства и эксплуатации электростанций. Конкуренция идет за право на контракт с закупочным агентством на поставку ему электроэнергии и мощности. Закупочное агентство имеет монополию на высоковольтную сеть и на продажу электроэнергии конечным потребителям. Последние, таким образом, не имеют свободного доступа к электросети. т.е. не могут выбирать поставщика. В качестве закупочного агентства может выступать интегрированная энергокомпания или отдельная независимая компания, владеющая основной сетью. Примеры: Ирландия, Италия, Япония.

Модель 3. Конкуренция на оптовом рынке. Дистрибьюторы (распределительные энергокомпании) покупают электроэнергию непосредственно у конкурирующих производителей и передают ее по низковольтным линиям электропередачи с последующей продажей потребителям. При этом покупателями могут быть и крупные потребители электроэнергии, непосредственно выходящие на оптовый рынок. Дистрибьюторы имеют монополию на конечных потребителей. Разрешен свободный доступ производителей к основной электросети региона.

Примеры: Великобритания, Норвегия, США (штат Калифорния), Чили, Аргентина, Австралия.

Модель 4. Конкуренция на оптовом и розничном рынках. Каждый потребитель выбирает своего поставщика. Продавцы имеют свободный доступ к распределительным сетям. Распределение электроэнергии отделено от розничной продажи, и последняя охвачена конкуренцией. Причем розничной торговлей могут заниматься как дистрибьюторы, так и сбытовые компании, не имеющие электрических сетей. Эта модель в своем идеальном варианте отражает концепцию максимально свободного рынка. Примеры: Великобритания, Норвегия.

Рынки тепловой энергии имеют ряд существенных отличительных особенностей.

1. Эти рынки локальные; они, как правило, замыкаются в границах городов и районов. Это обусловлено ограничениями в дальности транспорта теплоэнергии при централизованном теплоснабжении, а также применением высокоэффективных установок децентрализованного теплоснабжения: небольших ТЭЦ и котельных. В результате в регионах (субъектах федерации) могут отсутствовать единые системы теплоснабжения, а значит, и региональные рынки теплоэнергии.

2. Необходимое условие существования оптовых рынков теплоэнергии - наличие системы централизованного теплоснабжения. Однако нередко между отдельными участками тепловых магистралей нет связей (перемычек), а физическая конфигурация теплосети не позволяет осуществлять подключение независимых теплоисточников сразу в нескольких точках. Такая ситуация типична в российских регионах. Технически эта проблема может быть решена, но с большими затратами.

3. Розничные (потребительские) рынки тепла подразделяются:

• по районам теплоснабжения (в черте города и сельской местности);

• группам потребителей (население, сфера услуг, промышленность);

• видам теплоносителя (пар разных параметров, сетевая вода);

• видам нагрузки (технологическая, отопительно-вентиляционная, горячего водоснабжения).

В бытовом секторе целесообразно выделять районы многоэтажной застройки и индивидуального жилья (коттеджная застройка), старые и перспективные.

4. Функционирование рынков теплоэнергии имеет резко выраженный сезонный характер. Это связано главным образом с неравномерным графиком отопительных нагрузок. Кроме того, в летние месяцы наблюдается снижение и производственно-технологических нагрузок.

Традиционной моделью организации электроэнергетики, широко применявшейся в различных странах до начала 90-х годов, была так называемая индустриальная (технологическая) модель, основанная наэнергообъединениях с вертикально-интегрированной структурой (см. модель 1). Суть подобной схемы заключается в том, что в рамках одной энергокомпании осуществляется централизованное хозяйственное и оперативно-технологическое управление всеми стадиями процесса энергоснабжения в данном регионе (стране): производством, передачей, распределением (и сбытом) электроэнергии. Такая компания получает статус естественной монополии, за ней закрепляется определенная территория обслуживания, на которой исключается деятельность других поставщиков. При этом качество услуг монополиста и цены на энергию жестко контролируются и регулируются специальными государственными органами на национальном и региональном уровнях.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

В настоящее время в разных странах созданы общенациональные электроэнергетические системы со значительными резервами генерирующих мощностей. Технический прогресс вызвал появление энергоустановок небольшой мощности с технико-экономическими показателями, не уступающими крупным агрегатам. Все это в совокупности привело к тому, что некоторые преимущества вертикальной интеграции постепенно утрачиваются, и прежде всего "эффект масштаба".

К концуXX в. в развитых странах была осознана необходимость кардинальных изменений принципов организации электроэнергетики. Этому способствовали:

• отмена ограничений на использование природного газа в электроэнергетике. введенных в США и Западной Европе в 80-е годы;

• снижение цен на природный газ;

• более низкие затраты на новые небольшие электростанции по сравнению с "прошлыми" инвестиционными затратами на действующих электростанциях, которые вынуждены были оплачивать потребители через тарифы на электроэнергию.

Экономические и политические условия для реформирования существенно различаются в разных странах, что обусловлено историческими особенностями формирования систем управления в электроэнергетике. Этим объясняются различия моделей и программ преобразований, которые обсуждаются и реализуются на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: