Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты.

Тема 5. Формы (источники) права

Понятие формы (источника) права и виды форм.

Источник пра­ва — это форма официального выражения общеобязательных пред­писаний, создаваемых органами государства в целях регламента­ции общественного порядка.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдель­ные исторические эпохи источниками права выступали право­сознание и высказывания юристов.

Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобя­зательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативно-правового акта:

· издается уполномоченным государственным органом;

· обладает определенной юридической силой;

· регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

· имеет конкретную сферу применения;

· охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

· обладает реквизитами, придающими документу индивиду­ально-правовую характеристику.

В российском государстве, в сущности, единствен­ным источником права является нормативно-правовой акт. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых ак­тов России можно представить в следующем виде: Конститу­ция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Особую группу образуют международные договоры Рос­сии, нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограни­чения (пределы) своего существования и действия, а также рас­пространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

1) В Российской Федерации нормативно-правовые акты всту­пают в силу одним из следующих способов:

в результате указания в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступа­ет в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например: «с момента подписания», «со дня опубликования» и т. д.);

в результате применения общих правил, указанных в зако­нодательстве. По этим общим правилам законы, другие нор­мативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

2) Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня);

принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (напри­мер, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой ста­тус советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Действие нормативных актов в пространстве — это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов власти распрост­раняются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов РФ — на территории соответствующих субъектов РФ, акты муниципальных органов — на территорию соответствую­щих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, отно­сятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф[1], территориальные воды (12 морских миль), воздушное простран­ство.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства — здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территорией соответствующего государства. Какие бы то ни было посягательства на здания посольств приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: