Моделирование бизнес - процесса с использованием концепции UML

Использование методов инженерии программного обеспечения для моделирования бизнес-процессов

Для моделирования бизнес-процессов, безусловно, можно применить множество методов. Но мы, как разработчики программного обеспечения, имеем в своем распоряжении множество разнообразных средств и методов, которые уже использовались для моделирования программного обеспечения. Мы знаем, как моделировать сущности (объекты и классы), отношения (зависимости, ассоциации и т.д.), сложные процессы (последовательности деятельностей, переходы состояний, события, условную зависимость и т.д.) и другие конструкции, естественным образом возникающие при разработке программного приложения.

При правильном выборе метода моделирования бизнес-процесса некоторые рабочие продукты, а именно прецеденты и модели объектов, в дальнейшем будут полезны при создании решения.

Если мы сможем применить эти же методы для моделирования бизнес-процесса, нам удастся использовать в обоих случаях одни и те же понятия. Например, сущность бизнес -области "расчетный лист" можно связать с программной сущностью "строка платежной ведомости". Если нам удастся использовать одинаковые или очень близкие методы как при анализе проблемы, так и при конструировании решения, это позволит применять общие рабочие продукты.

Одной из целей моделирования бизнес-процесса является создание такой его модели. которой можно руководствоваться при разработке приложения. Для этого можно использовать две основные модельные конструкции: модель прецедентов бизнес-процесса (business use-case model) и. модель объектов бизнес - процесса (business object model).

Модель прецедентов бизнес - процесса представляет собой модель предполагаемых функций бизнес - единицы и используется в качестве исходной информации для выявления ролей и взаимосвязей в организации. Она состоит из акторов (пользователей и систем, которые взаимодействуют с данной бизнес - единицей) и прецедентов (последовательностей событий, посредством которых акторы взаимодействуют с ее элементами, чтобы выполнить нужную им работу). Акторы и прецеденты совместно описывают, кто участвует в деятельности бизнес -единицы и как эта деятельность протекает. На рис. 5.1 изображена модель прецедентов бизнес-процесса. Обратите внимание, что используемые для представления прецедентов овальные пиктограммы содержат слэш, означающий, что это прецедент бизнес - уровня, а не системного уровня.3

Рис. 5.1. Модель прецедентов бизнес-процесса

Акторы в модели прецедентов бизнес-процесса представляют внешние по отношению к бизнес - единице роли (например, служащие и клиенты), а прецеденты представляют процессы. Приведем несколько примеров прецедентов бизнес-процесса.

• Предоставление служащему электронной версии расчетного листа.

• Встреча с заказчиком для согласования сроков контракта.

Ниже перечислены возможные акторы бизнес-процесса.

1. Клиент

2. Служащий

3. Разработчик программного обеспечения

Модель объектов бизнес-процесса описывает сущности (подразделения, платежные чеки, системы) и то, как они взаимодействуют в процессе создания функциональных возможностей, необходимых для осуществления прецедентов бизнес-процесса. На рис. 5.2 представлена модель объектов бизнес-процесса. Пиктограмма в виде кружочка с актором внутри представляет

3 Данная пиктограмма является одним из многих стандартных стереотипов UML. Более подробно о пиктограммах моделирования см. Rational Software Corporation (1999).

некоего сотрудника который находится внутри бизнес – процесса, например, служащего платежные ведомости. или системного администратор. Кружок со слэшем представляет некую сущность бизнес-процесса или нечто, что сотрудники производят (например, платежную ведомость, шарикоподшипник или файл исходного кода).4

Рис. 5.2. Модель объектов бизнес-процесса

Модель объектов бизнес-процесса также включает в себя реализации прецедентов бизнес-процесса, которые показывают, как эти прецеденты "осуществляются" при взаимодействии сотрудников и сущностей бизнес-процесса. Чтобы отразить существование в организации групп или подразделений, можно сгруппировать сотрудников и бизнес - сущности в организационные единицы.

Модель прецедентов и модель объектов бизнес-процесса в совокупности обеспечивают исчерпывающее представление о том, как функционирует бизнес-единица, и позволяют команде разработчиков сосредоточить внимание на тех областях, для которых можно предложить системы, способные повысить общую эффективность предприятия. Они также помогают команде понять, какие изменения нужно будет внести в сами бизнес-процессы, чтобы успешно реализовать новую систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: