Оно включает бытие, наличное бытие и для-себя-бытие.
Бытие
"Чистое бытие образует начало" - так начинается собственно изложение "Науки логики" в "Энциклопедии философских наук" (217). Последующий текст логики представляет собой анализ понятия чистого бытия, который дается преимущественно в "примечаниях" и "прибавлениях". Таков способ построения "Науки логики", в которой необходимо различать основной текст, где выдерживается логика изложения, предварительно обусловленная Гегелем, и его интерпретацию в примечаниях и прибавлениях, объем которых значительно превосходит основной текст. Сопоставление основного и поясняющего текстов позволяет глубже понять ход построения философской системы Гегеля, проникнуть в технологию его мысли. Основной текст обладает наибольшей чистотой развития логической мысли. В нем последовательно вводятся основные категории логики как все более глубокие и содержательные "определения" бытия, мирового мышления. Отметим весьма примечательную особенность соотношения основного и поясняющего текстов: в последнем, поясняющем, тексте Гегель вынужден фактически пользоваться категориями, которые будут введены в основном тексте значительно позднее. Этот характерный прием гегелевского построения выражает коренные особенности изобретенной философом абстракции, ее достоинства и недостатки.
Для глубокого понимания Гегелевой логики было бы полезно по ходу изучения "Науки логики" составлять две параллельные схемы последовательности категорий - основную и вспомогательную, поясняющую. Такое сопоставление даст весьма интересные результаты.
Чистое бытие - это бытие "без всякого дальнейшего определения". Это чистая мысль, неопределенная простая непосредственность. "Его нельзя ни ощущать, ни созерцать, ни представлять себе, оно есть чистая мысль, и, как таковая, оно образует начало" (218).
Чистое бытие, таким образом, рассматривается Гегелем как простейшее, исходное, неопределенное, беднейшее и бессодержательное состояние мировой мысли. Отождествление исходного начала мира с мыслью вводится философом без каких-либо доказательств, что в конечном счете определяет характер и судьбу его философской системы. Чистое бытие, как мысль, существует вне времени и пространства и развивается из самого себя. Все дальнейшее развитие бытия, построение всей системы философии Гегеля происходит путем определения бытия из самого себя. Понятие определения носит в этом случае предельно широкий характер: оно выражает способ развития логической идеи (в отличие от определения как первой ступени триады отрицания отрицания).
В комментариях к учению о бытии Гегель вводит замечательную мысль о том, что логика развития философских систем совпадает с логикой развития идеи. "В истории философии мы находим различные ступени логической идеи в форме выступавших друг за другом философских систем, каждая из которых имеет своей основой особую дефиницию абсолюта" (218). Последующие системы не отменяют полностью предыдущие, "последующие ступени содержат в себе предшествующие как снятые" (218). Гегелев взгляд на исторический процесс развития философской мысли содержит весьма ценную мысль о том, что история философии не является собранием "просто разных" философских систем и тем более не является последовательностью ошибок, это есть закономерный процесс движения к истине, к научной философии, в котором каждая философская система схватывает сущность мира в каком-то приближении. Этот взгляд стоит неизмеримо выше распространенного в философии России последних лет "плюралистического" понимания философии, согласно которому все философские системы, включая религиозные и мистические, "имеют равное право на существование". Великому философу было чуждо столь пошлое понимание философского процесса и норм научности.
Логика начинает с того же, с чего философия " в подлинном смысле этого слова". Такой первой философской системой Гегель считал взгляды Парменида, который впервые ввел категорию бытия. Гегель игнорировал при этом тот исторический факт, что философии Парменида предшествовала материалистическая философия Милета - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Момент искусственности в логических построениях Гегеля начинает проявляться в подгонке исторических фактов под принятую логическую схему.
Поскольку чистое бытие не имеет никаких определений, не содержит в себе никаких различий, есть нечто неопределенное, совершенно бесформенное, чистая абстракция, т.е. абсолютно отрицательное, оно есть ничто.
Ничто - вторая дефиниция абсолютного, мира. В этом переходе чистого бытия в ничто заложена глубокая мысль, которую неспособна схватить рассудочная логика. В содержании логики Гегеля это первый момент, в котором проявился вводимый Гегелем новый способ мышления, новый тип интеллекта. По сути дела Гегель обнаруживает в бытии его внутреннюю противоположность – ничто, небытие, внутреннее противоречие бытия. Однако в основном тексте понятий противоположности и противоречия нет. Гегель искусственно разделяет живой процесс развития и представляет логику мира так, что будто бы развитие первоначально, на уровне бытия, выражается в резких, грубых переходах одного в другое. Одно, нечто не содержит в себе свою противоположность, а переходит в другое - в ничто - путем резкого скачка. Введя такое разделение перехода и противоречия, Гегель в примечаниях вынужден пояснять ничто как противоположность чистого бытия (220). Искусственность Гегелевой логики выражается в том, что фактически построение развивающейся логики осуществляется с помощью предпосланного ему понимания развития как отрицания отрицания с переходом противоположностей друг в друга, противоречиями и их разрешением. У Гегеля, таким образом, с самого начала работают все наиболее фундаментальные категории диалектики, хотя в основном тексте они еще не введены. Гегель не замечает, что его логика содержит в себе неразрешимый парадокс, заложенный в самой концепции "развития развития". Каким образом развитие может развиваться, если развитие еще не сложилось? Иначе, по каким законам развивается развитие, если этих законов еще нет, т.е. они еще должны возникнуть, развиться?
Гегель явно пытается выйти из той логической ловушки, в какую попала религиозная и идеалистическая философия еще со времен Платона и Аристотеля, - парадокса "неподвижного перводвигателя". По Гегелю, этот парадокс разрешается, если неподвижную прежде сущность представить как развивающуюся, что само по себе безусловно верно, но оставалось еще неясным, что развивается в этой сущности. Принятое Гегелем решение состояло в том, что искомый недостающий момент сущности был представлен как развитие же. Чрезвычайно симптоматично, что развитие развития Гегель трактует в конечном счете как развитие мысли, однако понятие мысли фактически не играет у него никакой объяснительной роли в понятии "развития развития".
Ничто как непосредственное, равное самому себе, есть то же самое, что и бытие. "Бытие и ничто суть одно и то же" (222) - это третье замечательное утверждение Гегеля, явственно выражающее особенности вводимого им диалектического способа мышления.
В примечаниях Гегель разъясняет, что тождество ничто и бытия нельзя понимать буквально, в соответствии со смыслом обыденного языка. Бытие и ничто совершенно различны, и это различие сохраняется, однако фраза "бытие и ничто суть одно и то же" содержит мысль о развитии: бытие и ничто переходят друг в друга, каждое из них содержит в себе другое. Гегель предупреждает, что единство бытия и ничто обнаруживается только тогда, когда мы рассматриваем то и другое как пустые абстракции. Смешно было бы говорить, например, о тождестве утверждения о том, что существует дом, имущество, воздух, город, бог, и утверждения об их отсутствии. В последнем случае речь идет об определенных, конкретных, содержательных понятиях, а не о чистом бытии и ничто.
Единство бытия и ничто Гегель называет становлением, вводя таким образом новую категорию логики. Становление - это истина бытия. Гегель высказывает весьма глубокую мысль о том, что мир - это не застывшее бытие, каким оно было у Парменида. Философ древности утверждал: "Только бытие есть, а ничего вовсе нет". По Гегелю, однако, бытие есть ничто, ничто есть бытие, и, следовательно, мир есть становление. Гегель отмечает, что категорию становления ввел глубочайший мыслитель древности Гераклит, который считал становление "основным определением всего сущего"(226). "Бытие есть не более чем небытие", - утверждал Гераклит. "...Тем самым он высказывает отрицательность абстрактного бытия и его положенного в становлении тождества со столь же несостоятельным в своей абстрактности ничто" (226).
В прибавлении, т.е. не в основном тексте и, следовательно, с нарушением логической чистоты основной последовательности понятий, Гегель отмечает, что становление - это первая конкретная мысль и, следовательно, первое понятие, в то время как бытие и ничто - пустые абстракции. "Как первое конкретное определение становление есть вместе с тем подлинное определение мысли" (226). Напомним, что конкретное, в понимании Гегеля, содержит в себе различия, в отличие от чистых абстракций бытия и ничто. Становление включает в себя бытие и ничто, или, скорее, есть бытие, включающее в себя ничто.