Качество

Оно включает бытие, наличное бытие и для-себя-бытие.

Бытие

"Чистое бытие образует начало" - так начинается собственно изложение "Науки логики" в "Энциклопедии философских наук" (217). Последующий текст логики представляет собой анализ понятия чистого бытия, который дается преимущественно в "примечаниях" и "прибавлениях". Таков способ построения "Науки логики", в которой необходимо различать основной текст, где выдерживается логика изложения, предварительно обусловленная Гегелем, и его интерпретацию в примечаниях и прибавлениях, объем которых значительно превосходит основной текст. Сопоставление основного и поясняющего текстов позволяет глубже понять ход построения философской системы Гегеля, проникнуть в технологию его мысли. Основной текст обладает наибольшей чистотой развития логической мысли. В нем последовательно вводятся основные категории логики как все более глубокие и содержательные "опреде­ления" бытия, мирового мышления. Отметим весьма примечательную осо­бенность соотношения основного и поясняющего текстов: в последнем, поясняющем, тексте Гегель вынужден фактически пользоваться катего­риями, которые будут введены в основном тексте значительно позднее. Этот характерный прием гегелевского построения выражает коренные особенности изобретенной философом абстракции, ее достоинства и недостатки.

Для глубокого понимания Гегелевой логики было бы полезно по ходу изучения "Науки логики" составлять две параллельные схемы последовательности категорий - основную и вспомогательную, поясняющую. Такое сопоставление даст весьма интересные результаты.

Чистое бытие - это бытие "без всякого дальнейшего определения". Это чистая мысль, неопределенная простая непосредственность. "Его нельзя ни ощущать, ни созерцать, ни представлять себе, оно есть чи­стая мысль, и, как таковая, оно образует начало" (218).

Чистое бытие, таким образом, рассматривается Гегелем как простей­шее, исходное, неопределенное, беднейшее и бессодержательное состоя­ние мировой мысли. Отождествление исходного начала мира с мыслью вводится философом без каких-либо доказательств, что в конечном счете определяет характер и судьбу его философской системы. Чистое бытие, как мысль, существует вне времени и пространства и развивается из самого себя. Все дальнейшее развитие бытия, построение всей си­стемы философии Гегеля происходит путем определения бытия из само­го себя. Понятие определения носит в этом случае предельно широкий характер: оно выражает способ развития логической идеи (в отличие от определения как первой ступени триады отрицания отрицания).

В комментариях к учению о бытии Гегель вводит замечательную мысль о том, что логика развития философских систем совпадает с логикой развития идеи. "В истории философии мы находим различные ступени логической идеи в форме выступавших друг за другом философских систем, каждая из которых имеет своей основой особую дефи­ницию абсолюта" (218). Последующие системы не отменяют полностью предыдущие, "последующие ступени содержат в себе предшествующие как снятые" (218). Гегелев взгляд на исторический процесс развития философской мысли содержит весьма ценную мысль о том, что история философии не является собранием "просто разных" философских систем и тем более не является последовательностью ошибок, это есть закономерный процесс движения к истине, к научной философии, в котором каждая философская система схватывает сущность мира в каком-то приближении. Этот взгляд стоит неизмеримо выше распространенного в философии России последних лет "плюралистического" понимания философии, согласно которому все философские системы, включая рели­гиозные и мистические, "имеют равное право на существование". Вели­кому философу было чуждо столь пошлое понимание философского про­цесса и норм научности.

Логика начинает с того же, с чего философия " в подлинном смыс­ле этого слова". Такой первой философской системой Гегель считал взгляды Парменида, который впервые ввел категорию бытия. Гегель игнорировал при этом тот исторический факт, что философии Парме­нида предшествовала материалистическая философия Милета - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Момент искусственности в логических построениях Гегеля начинает проявляться в подгонке исторических фактов под принятую логическую схему.

Поскольку чистое бытие не имеет никаких определений, не содержит в себе никаких различий, есть нечто неопределенное, совершенно бесформенное, чистая абстракция, т.е. абсолютно отрицательное, оно есть ничто.

Ничто - вторая дефиниция абсолютного, мира. В этом переходе чистого бытия в ничто заложена глубокая мысль, которую неспособна схватить рассудочная логика. В содержании логики Гегеля это первый момент, в котором проявился вводимый Гегелем новый спо­соб мышления, новый тип интеллекта. По сути дела Гегель обнаруживает в бытии его внутреннюю противоположность – ничто, небытие, внут­реннее противоречие бытия. Однако в основном тексте понятий противоположности и противоречия нет. Гегель искусственно разделяет живой процесс развития и представляет логику мира так, что будто бы развитие первоначально, на уровне бытия, выражается в резких, грубых переходах одного в другое. Одно, нечто не содержит в себе свою противоположность, а переходит в другое - в ничто - путем резко­го скачка. Введя такое разделение перехода и противоречия, Гегель в примечаниях вынужден пояснять ничто как противоположность чистого бытия (220). Искусственность Гегелевой логики выражается в том, что фактически построение развивающейся логики осуществля­ется с помощью предпосланного ему понимания развития как отрица­ния отрицания с переходом противоположностей друг в друга, противоречиями и их разрешением. У Гегеля, таким образом, с самого начала работают все наиболее фундаментальные категории диалектики, хотя в основном тексте они еще не введены. Гегель не замечает, что его логика содержит в себе неразрешимый парадокс, заложенный в самой концепции "развития развития". Каким образом развитие может разви­ваться, если развитие еще не сложилось? Иначе, по каким законам разви­вается развитие, если этих законов еще нет, т.е. они еще должны воз­никнуть, развиться?

Гегель явно пытается выйти из той логической ловушки, в какую попала религиозная и идеалистическая философия еще со времен Платона и Аристотеля, - парадокса "неподвижного перводвигателя". По Ге­гелю, этот парадокс разрешается, если неподвижную прежде сущность представить как развивающуюся, что само по себе безуслов­но верно, но оставалось еще неясным, что развивается в этой сущно­сти. Принятое Гегелем решение состояло в том, что искомый недостающий момент сущности был представлен как развитие же. Чрезвычайно симп­томатично, что развитие развития Гегель трактует в конечном счете как развитие мысли, однако понятие мысли фактически не играет у не­го никакой объяснительной роли в понятии "развития развития".

Ничто как непосредственное, равное самому себе, есть то же самое, что и бытие. "Бытие и ничто суть одно и то же" (222) - это третье замечательное утверждение Гегеля, явственно выражающее особенности вводимого им диалектического способа мышления.

В примечаниях Гегель разъясняет, что тождество ничто и бытия нельзя понимать буквально, в соответствии со смыслом обыденного язы­ка. Бытие и ничто совершенно различны, и это различие сохраняется, однако фраза "бытие и ничто суть одно и то же" содержит мысль о развитии: бытие и ничто переходят друг в друга, каждое из них содер­жит в себе другое. Гегель предупреждает, что единство бытия и ничто обнаруживается только тогда, когда мы рассматриваем то и дру­гое как пустые абстракции. Смешно было бы говорить, например, о тож­дестве утверждения о том, что существует дом, имущество, воздух, город, бог, и утверждения об их отсутствии. В последнем случае речь идет об определенных, конкретных, содержательных понятиях, а не о чистом бытии и ничто.

Единство бытия и ничто Гегель называет становлением, вводя таким образом новую категорию логики. Становление - это истина бытия. Гегель высказывает весьма глубокую мысль о том, что мир - это не застывшее бытие, каким оно было у Парменида. Философ древности ут­верждал: "Только бытие есть, а ничего вовсе нет". По Гегелю, однако, бытие есть ничто, ничто есть бытие, и, следовательно, мир есть стано­вление. Гегель отмечает, что категорию становления ввел глубочайший мыслитель древности Гераклит, который считал становление "основным определением всего сущего"(226). "Бытие есть не более чем небытие", - утверждал Гераклит. "...Тем самым он высказывает отрицательность абстрактного бытия и его положенного в становлении тождества со столь же несостоятельным в своей абстрактности ничто" (226).

В прибавлении, т.е. не в основном тексте и, следовательно, с нарушением логической чистоты основной последовательности понятий, Гегель отмечает, что становление - это первая конкретная мысль и, следовате­льно, первое понятие, в то время как бытие и ничто - пустые абстракции. "Как первое конкретное определение становление есть вместе с тем подлинное определение мысли" (226). Напомним, что конкретное, в понимании Гегеля, содержит в себе различия, в отличие от чистых абстракций бытия и ничто. Становление включает в себя бытие и ни­что, или, скорее, есть бытие, включающее в себя ничто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: