В "Малой логике", которую мы положим в основу изложения, категории бытия, сущности и понятия первоначально характеризуются Гегелем в концентрированном виде, затем излагаются более развернуто.
"Бытие - это понятие только в себе; определения этого понятия суть сущие определения; в своем различии они суть другие по отношению друг к другу, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в другое. Это дальнейшее определение есть одновременно обнаружение вовне и, следовательно, развертывание в себе сущего понятия и вместе с тем погружение бытия в себя, его углубление в самое себя. Выявление понятия в сфере бытия представляет собой нечто двоякое: оно столь же становится тотальностью бытия, сколь и снимает непосредственность бытия, или форму бытия как такового" [46].
В понятии бытия можно выделить следующие моменты.
1. Общее определение бытия как неразвернутого понятия - понятия только в себе. 2. Бытие имеет сущие определения. 3. Эти определения выступают по отношений друг к другу только как другие. 4. Их дальнейшее определение - переход в другое. 5. Развитие бытия ("его дальнейшее определение") есть двойственный процесс: это развертывание и выявление понятия и в то же время погружение бытия в самое себя. По мере развития бытия в себя происходит выявление, развертывание понятия.
|
|
Характеристическая черта бытия состоит в том, что все определения бытия (прежде всего - качество, количество, мера) относятся друг к другу как другие, или просто иные. Способом развития бытия является поэтому переход одного в другое. На уровне бытия все его определения четко различены как "одно" и "другое", просто иное. Логика развития бытия - логика резких скачкообразных переходов одних определений в другие. Смысл этих определений станет более ясным, когда мы перейдем к категории сущности.
Весьма интересным и до конца не оцененным моментом трактовки бытия выступает, по нашему убеждению, понимание развития как движения в себя, вглубь себя. В современной научной философии такое понимание развития получит свое применение.
Бытие, как и все последующие определения, выступает, согласно Гегелю, как метафизическое (философское) определение бога. Все категории логики предстают у Гегеля как описания, в некотором приближении, бога.
Тремя важнейшими последовательными определениями бытия служат качество, количество, мера. Качество - это тождественная с бытием определенность. Количество - внешняя бытию, безразличная для него определенность. Мера - единство качества и количества, качественное количество. Мера служит отправным моментом перехода к сущности.