Сущность как основание существования

Раздел включает части: а. Чистые рефлексивные определения; в. Существование; с. Вещь.

Чистые рефлексивные определения

Анализ сущности Гегель начинает с наиболее абстрактных ее определений, которые называет чисто рефлексивными. Здесь повторяется, на новом уровне, логика бытия, которое первоначально выступало в предельно абстрактном и бессодержательном виде. Наиболее абстрактные определения сущности – тождество, различие и основание.

Тождество

Сущность, рефлектированная в себя, т.е. в соотношении с со­бой, выступает как нечто тождественное себе, как тождество с собой.

Тождество - то же самое, что и бытие, но снятое бытие, рефлектированное в себя бытие, т.е. как идеальное. Гегель продолжает трактовку идеального как того, что более сложно, чем непосредственное бытие, т.е. как опосредствованное.

Тождество - дальнейшее определение абсолюта, определение бога: "абсолют есть тождественное с собой".

Гегель различает формальное, или рассудочное, тождество, к которому все привыкли, и истинное, или конкретное, тождество. Формальное тождество полностью абстрагируется от различий, истинное предпола­гает различие, содержит в себе как снятые бытие и его определения.

На формальном тождестве основывается так называемая формальная логика, с ее законами тождества и противоречия. Гегель весьма критически рассматривает законы логики, называя их тавтологиями, которые выступают в качестве законов абстрактного рассудка. Закон тождества гласит: "Все тождественно с собой, А=А". Уже сама форма этого суждения находится в противоречии с ним, так как предикат не дает здесь ничего нового по сравнению с субъектом. "Выражения, следующие этому нормативному закону истины (планета есть планета, магнетизм есть магнетизм, дух есть дух), справедливо считаются глупыми: таков всеоб­щий опыт. Признающая только такие законы школа, а также ее логика, которая серьезно излагает их, давно дискредитировали себя как перед судом здравого смысла, так и перед судом разума" (271).

В уничтожающей критике законов формальной логики Гегель явно перегибает палку: эти законы имеют свой глубокий смысл в пределах своей применимости. Однако он прав, критикуя философское расширительное применение этих законов, когда они оказываются по существу в роли общефилософских законов метафизики (антидиалектики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: