Религия

Развернутое изложение философии религии дано Гегелем в "Лекциях по философии религии".

Религия представляет собой более высокую ступень осознания духом самого себя. Дух для самого себя теперь предстает как бог, а религия – как религия откровения, "в которой источником откровения является бог" [58]. Бог - осознание духом самого себя в форме чувства, представления и рассудка. Философия, таким образом, стоит выше религии, хотя Гегель усиленно подчеркивает их единство и тождество. Религия существует для всех людей, философия - для мыслящего разума.

В противоположность Канту, убедительно опровергавшему доказательства бытия бога, Гегель считает эти доказательства действительными, включая так называемое онтологическое доказательство, которое представляет собой явную тавтологию. В конечном счете, "на дне" Гегелевой мотивировки действительности этих доказательств мы обнаруживаем тот же логический туман и предвзятость, которые связаны с исходной позицией гегельянской философии - понятием абсолютной логической идеи, вводимой без каких-либо явственных и логически чистых доказательств. В гегелевском анализе доказательств бытия бога мы встречаемся с ярким вариантом "грезящей философии".

Гегель подгоняет свою философию религии под христианскую догматику. Особое место в этом занимает его интерпретация Троицы на основе открытого им закона отрицания отрицания. С его точки зрения, бог-отец - идея в ее всеобщности, бог-сын - в форме явления, а святой дух - идея, проявляющаяся в деятельности религиозной общины.

Трактовка религии, данная с позиций логической концепции философа, так же оказывается своеобразной прикладной логикой. При этом логическая концепция не всегда удобна для выражения христианской догматики. Не случайно в философии религии Гегель вообще обходит весьма важ­ный религиозный догмат о бессмертии души, о загробной жизни. Они, очевидно, оказываются логически "трудно выполнимыми".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: