Искусство

Наиболее полно философия искусства была изложена Гегелем в "Лекциях по эстетике".

Искусство есть непосредственное знание духом самого себя. Оно распадается на произведение, имеющее характер внешнего, наличного бытия, субъект, его производящий, и субъект, созерцающий произведение.

Искусство пользуется природными формами, высшей из которых является форма человека.

Прекрасное, по Гегелю, - это не сама чувственная реальность, а заложенная в ней логическая идея, или бог. Искусство формулирует идеал прекрасного, который есть действительность, оформленная в соответствии со своим понятием. Прекрасное - это чувственное проявление идеи, т.е. абсолютного, бога. Цель искусства - примирение человека с действительностью.

В зависимости от развития идеала Гегель различает ступени развития или формы искусства - символическое, классическое и романтичес­кое.

Символическое искусство - искусство Древнего Востока. В нем единичный предмет служит средством выражения бога, или абсолютного, выступа­ет в качестве символа. Центральное место в искусстве этого периода занимает архитектура, которая воспроизводит дом бога.

Классическое искусство - искусство Древней Греции и Рима. В нем достигается единство формы и содержания. Содержанием искусства выступа­ет идея, бог, а формой - человек и его красота. Поскольку человек -подобие бога, в классическом искусстве его содержание - бог - полу­чает более явное выражение. Главное место в классическом искусстве занимает скульптура, воспроизводящая бога в формах человека. В класси­ческом искусстве полное выражение получает человеческая индивидуаль­ность ("прекрасная индивидуальность").

Классическое искусство создает наивысший идеал красоты. Большей красоты не было и не будет. Лучшие, наиболее гармоничные произведения искусства поэтому в прошлом, а не в настоящем или будущем.

В романтическом искусстве дух возвращается к себе. В искусстве этого периода получает выражение не внешняя, как в классическом, а внутренняя или духовная красота. Основная тема искусства теперь имеет религиозный характер. Первым и важнейшим предметом романтического искусства служит "искупительная история Христа".

Центральное место в романтическом искусстве занимает музыка и поэзия, в которых, в отличие от архитектуры и скульптуры, отсутствует пространственное и на первый план выходит духовное. Если темою символического искусства служит дом божий, классического - бог в его телесной человеческой форме, то темою романтического искусства выступает община, внутренний мир которой взволнован и охвачен идеею бога.

Безусловно, сильной стороной Гегелевой эстетики является то, что искусство рассматривается как познание бесконечного мира, в его отношении к бесконечному миру. На ступени искусства бесконечный мир воспринимается, переживается как прекрасный. Это весьма глубокая идея, которая, как нам представляется, оказалась не под силу эстетике XX в. Прекрасное может быть понято только как осознание бесконечного в его конечных формах человеком, который занимает весьма существенное место в бесконечном, не является чисто случайным эпизодом в бесконечном мире, "свечой на ветру".

Однако в трактовке искусства начинает весьма явственно выражаться крупный недостаток Гегелева понимания развития, поскольку высшие достижения искусства оказываются для него в прошлом. Печать конечности начинает проступать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: