Интеллект и практика

Бессилие и мощь интеллекта. Интеллект - одна из высших человеческих ценностей. Осмысливая себя, интеллект способен к заблуждениям, которые должен преодолеть. Главное из них связано с непониманием своей природы и переоценкой своих возможностей. Представим себя существами атомного уровня организации материи, ничего, естественно, не знающими относительно молекулярного уровня. Могли бы мы мысленно синтезировать атомы водорода и кислорода, точнее, синтезировать понятия водорода и кислорода, с тем, чтобы получить понятие воды, Н,07 - Нет. Мысленный синтез неспособен дать понятия воды, понятия о том, что два газа: О и Н — образуют жидкость Н2О. Только реальный процесс химического синтеза может произвести Н2О, которую мы затем можем исследовать. Понятия, как таковые, не обладают простейшей активностью химических элементов, их способностью к синтезу, которые постоянно осуществляются в природе. О и Н обладают способностью к непосредственному синтезу, понятия О и Н,как духовные образования, такой способностью не обладают.

Однако, не располагая способностью к элементарным синтезам понятий, аналогичным реальным синтезам, интеллект обладает, словами Гегеля, хитростью, которая придает ему потенциально неограниченную мощь. Эту мощь интеллект приобретает, опираясь на практику как универсальную материальную деятельность человека, представляющую собой наивысшую материальную активность в реальном мире. Искомые синтезы, недоступные непосредственно интеллекту, осуществляет человеческая материальная деятельность, практика, результаты которой осознаются интеллектом.


Открытие роли общественно-исторической практики как основы познания и критерия истины - одна из величайших заслуг научного интеллекта, философии марксизма.

Практика - материальная деятельность высшего материального существа, несущего в себе всеобщее, особенное и единичное, бесконечное и конечное. Возникновение практики, или человеческого труда, означает коренное изменение самого способа развития материи, которое с появлением человека представляет собой творение новой реальности, новой ветви бесконечности, опосредованное всей предшествующей бесконечной историей материи. Овладевая материей «вглубь», двигаясь «вниз» по ступеням бесконечной иерархической лестницы материального мира, человечество движется «вверх», создавая все более сложную реальность своего человеческого мира и «второй природы» (К. Маркс).

Как уже отмечалось, способ существования человека, его производства общественного бытия таков, что новое бытие, новая реальность не может появиться непосредственно, она должна возникнуть первоначально в виде простейшего мысленного проекта. Эта особенность человеческого существования выражена уже в элементарном акте человеческого бытия - элементарном акте труда как перехода от исходного простейшего природного предмета к более сложному продукту труда, который (переход) опосредован мысленным проектом этого продукта. В этой особенности человеческого способа существования заложена потенциально бесконечная мощь интеллекта, неразрывно связанного с человеческим трудом, материальной практикой. Интеллект получает свою исторически неограниченную мощь благодаря своей природе идеального и неразрывной связи с практической деятельностью. Теряя живую связь с материальной практикой, интеллект теряет свою мощь, которая затухает и гаснет в тупиковых направлениях религиозной и идеалистической мысли. Крах Гегелевой системы - ярчайший пример угасания мощного типа интеллекта, получившего первоначальную силу в глубочайших заимствованиях у практики.

Необходимость введения критерия практики особенно явно обнаружила себя в связи с развитием такого тупикового направления интеллекта, каким выступает субъективный идеализм. Интеллектуальная конструкция этого типа интеллекта образована следующим ходом мысли. Субъективный идеализм начинает с констатации бесспорного факта, что все человеческие знания начинаются с чувств. Иначе, чем через ощущения, мы ничего о мире знать не можем. За этой исходной сенсуалистической посылкой далее следует вполне разумный вопрос: откуда мы знаем, что за ощущениями что-то есть, существует какая-то независимая от них


реальность? Третьим шагом субъективно-идеалистической конструкции выступает утверждение, что у нас нет средств проверить, что находится за ощущениями, и, следовательно, необходимо признать, что ощущения для нас - единственная реальность, от которой мы должны отправляться во всех наших интеллектуальных построениях.

Коренная ошибка этого типа интеллекта заключается в его своеобразной слепоте, нежелании выйти за свои произвольно поставленные пределы. Мощь интеллекта состоит не в том, чтобы оставаться в своих пределах, а в том, что интеллект по своей природе, «по определению» заключается в постоянном выходе за свои пределы, выходе в бесконечный и неисчерпаемый мир. Постоянный выход за свои пределы - коренной способ бесконечного развития интеллекта. Решающим средством выхода за свои пределы является обращение к практике как универсальной и бесконечной деятельности человека.

Крупнейшее открытие научной философии, закрывавшее огромную брешь в предшествующем философском интеллекте, состояло в обнаружении того реального фактора, который является единственно возможным средством проверки ощущений, интеллекта в целом. Таким фактором выступает человеческая практика, точнее, успех человеческой общественно-исторической практики, подтверждающий истинность полученных интеллектом результатов. Решающий способ проверки интеллекта находится за пределами интеллекта. Интеллект, замкнутый в своих собственных пределах - иллюзорный, ничтожный интеллект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: