Методические рекомендации для подготовки
Старших вожатых к ответам на вопросы билетов в рамках
Областного конкурса «Вожатый года-2015»
Алгоритм ответа на билет:
1. Дать определение основных понятий, встречающихся в содержании билета.
2. На основе теоретических знаний раскрыть практическую деятельность вашего объединения.
3. Привести самые яркие примеры (изюминку) по теме билета из практики вашего объединения.
4. Быть готовым к анализу деятельности детского объединения по теме билета. Продумать перспективы развития деятельности детского объединения в рамках заданной темы.
Использование методики коллективно-творческой деятельности (по И.П.Иванову) как основы развития детского коллектива
Иванов Игорь Петрович (1925-1991) – академик Российской Академии образования, автор методики коммунарского воспитания, методики Коллективных Творческих Дел.
Что же такое коммунарская методика?
Это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества, направлена на пользу и радость далеким и близким людям.
|
|
Основная цель методики:
Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правого демократического общества.
В основе методики лежат:
- Диалог всех возникающих точек зрения
- Уважения самостоятельности ребенка, его уникальной позиции в мире
- Социальная направленность деятельности (любое дело начинается с постановки и ответа на вопрос: Для кого? Для чего мы с вами будем делать это дело?)
- Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле (добровольное участие всех членов коллектива в планировании, подготовке, проведении, осуждении итогов совместных дел).
- Создание условий для проявления в формировании основных черт творческой деятельности (эмоциональная насыщенность – набор средств, помогающих увеличить эмоциональную сторону коллективной жизни – эмблемы, законы, форма и т.д.)
- Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности
- Ситуации – образцы – т.е. отрезок времени жизни коллектива, в котором ребята и взрослые живут повышенной интенсивной жизнью (к ним можно отнести коммунарские сборы)
Особенности содержания
На основе этих идей можно выстроить следующую структуру методики:
1. Цель (она конкретна – общая коллективная забота об окружающих людях и окружающей деятельности)
2. Конкретные дела (КТД)
3. Результаты:
а) личностный (изменения, происшедшие в самом себе, коллективе) - ощущение радости, удовлетворения от сделанного;
|
|
б) количественный/качественный – изменение, усовершенствование окружающей среды
4. Оценка и общественное мнение.
КТД – это социальное творчество, направление на служение людям, Родине, творчество в самостроительстве личности.
Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких в конкретных практических социальных ситуациях.
Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.
Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов:
- поиск;
- целеполагание;
- прогнозирование и планирование;
- реализация;
- аналитико-рефлексивная деятельность.