Использование методики коллективно-творческой деятельности (по И.П.Иванову) как основы развития детского коллектива

Методические рекомендации для подготовки

Старших вожатых к ответам на вопросы билетов в рамках

Областного конкурса «Вожатый года-2015»

Алгоритм ответа на билет:

1. Дать определение основных понятий, встречающихся в содержании билета.

2. На основе теоретических знаний раскрыть практическую деятельность вашего объединения.

3. Привести самые яркие примеры (изюминку) по теме билета из практики вашего объединения.

4. Быть готовым к анализу деятельности детского объединения по теме билета. Продумать перспективы развития деятельности детского объединения в рамках заданной темы.

Использование методики коллективно-творческой деятельности (по И.П.Иванову) как основы развития детского коллектива

Иванов Игорь Петрович (1925-1991) – академик Российской Академии образования, автор методики коммунарского воспитания, методики Коллективных Творческих Дел.

Что же такое коммунарская методика?

Это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества, направлена на пользу и радость далеким и близким людям.

Основная цель методики:

Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правого демократического общества.

В основе методики лежат:

- Диалог всех возникающих точек зрения

- Уважения самостоятельности ребенка, его уникальной позиции в мире

- Социальная направленность деятельности (любое дело начинается с постановки и ответа на вопрос: Для кого? Для чего мы с вами будем делать это дело?)

- Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле (добровольное участие всех членов коллектива в планировании, подготовке, проведении, осуждении итогов совместных дел).

- Создание условий для проявления в формировании основных черт творческой деятельности (эмоциональная насыщенность – набор средств, помогающих увеличить эмоциональную сторону коллективной жизни – эмблемы, законы, форма и т.д.)

- Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности

- Ситуации – образцы – т.е. отрезок времени жизни коллектива, в котором ребята и взрослые живут повышенной интенсивной жизнью (к ним можно отнести коммунарские сборы)

Особенности содержания

На основе этих идей можно выстроить следующую структуру методики:

1. Цель (она конкретна – общая коллективная забота об окружающих людях и окружающей деятельности)

2. Конкретные дела (КТД)

3. Результаты:

а) личностный (изменения, происшедшие в самом себе, коллективе) - ощущение радости, удовлетворения от сделанного;

б) количественный/качественный – изменение, усовершенствование окружающей среды

4. Оценка и общественное мнение.

КТД – это социальное творчество, направление на служение людям, Родине, творчество в самостроительстве личности.

Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких в конкретных практических социальных ситуациях.

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов:

- поиск;

- целеполагание;

- прогнозирование и планирование;

- реализация;

- аналитико-рефлексивная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: