Период
| Ведущий вид дея-тельности
| Ведущий тип общения
| Центральное возрастное образование
| Советы старшему
вожатому
|
Особенности поведения
|
|
|
|
|
|
Дошколь-ное дет-ство (5-8 лет)
| Сюжетно-ролевая игра
| Внеситуативно – личностное общение с близкими взрослыми + общение со сверстниками
| Возникает способность управлять собой и своим поведением;
• формируется мотивационно – потребностная сфера;
• формируется готовность к школьному обучению;
• начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности, ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах, переживаниях, понимать себя как личность.
| • Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега;
• Развитие умения лазать и пользоваться качелями;
• Использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки;
• Обучение правильным навыкам труда;
• Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении;
• Представление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т.п.)
|
• Сохраняется доверие к взрослому;
• Высокий уровень активности;
• Стремление научиться отличать, что такое «хорошо», что такое плохо;
• Понимание различий пола;
• Стремление к общению вне семьи;
• Стремление получить время на самостоятельные занятия;
• Ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным.
|
Младший школьный возраст
(9-11 лет)
| Учебная деятель-ность
| Общение со сверстниками приобретает значимый характер
| Качественно новый уровень регуляции поведения и деятельности.
Складываются:
• Рефлексия, анализ;
• Внутренний план действий;
• Развития нового познавательного отношения к действительности;
• Ориентация на группу сверстников.
| • Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале;
• Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности;
• Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам;
• Организация разумного руководства; разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
|
• Появляется хороший друг того же возраста;
• Ребенок входит в группу детей;
• Начинается осмысленная оценка, а не только осуждение или безумное восхищение другими;
• Поведение дифференцируется: мальчики – шумят, девочки – хихикают, шепчутся;
• Формируется агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек;
• Энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом;
• Часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
• Любят коллективные игры;
• Влюбчивы;
• Боятся поражения, чувствительны к критике;
Интересы постоянно изменяются;
• Осознают себя в группе;
• Стремление к соперничеству;
• Шумны, спорят;
Начало осознания моральных устоев;
• Стремление к независимости от семьи.
|
Отрочество (10-11 лет 13-14 лет)
| Профес-сионально-личностное общение
| Общение со сверстниками
| Становление нового уровня самосознания;
• «Я» - концепция;
• Выработка «кодекса товарищества»;
• Укрепление чувства взрослости;
• Формирование осознанных личностных интересов, мотивации учения;
• Начало процесса полового созревания.
| • Организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек);
• Предпочтение спортивным играм;
• Использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий.
|
Отчуждение от взрослого в стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию;
• Интерес к группе сверстников;
• Мальчики склонны к групповому поведению;
• Мальчики и девочки дразнят друг друга, наблюдается развитие антагонизма между ними;
Мнение группы более важно и значимо, чем взрослых;
• Сопротивление критике;
• Проявляется интерес к заработку;
• Поиск кумира;
• Усиление любви к некоторым взрослым.
|
Старший школьный возраст (14-15 лет 16-17 лет)
| Вопрос открыт. У исследо-вателей нет единой точки зрения
| Морально-личностное, интимное общение
| Быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанные с выбором будущей профессии;
• Личностное самоопределение;
• Идентичность – чувство обретения адекватности и владение личностью, собственное «Я», независимое от изменения ситуации.
| • Оказание помощи подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками;
• Руководство поведением подростков построить себя так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых;
• Создание необходимых условий для отдыха;
• Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу;
• Для мальчиков лучше организовать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т.д.
|