В качестве методического материала студенту предложены следующие задания.
1. Раскрытие пунктов плана. С целью систематизации и концептуализации знаний эти пункты плана следует раскрывать согласно определенному алгоритму. 1) Хронология вопроса − хронологические рамки явления. 2) Историография вопроса − основные точки зрения, сложившиеся в исторической науке по этому вопросу. 3) Теория вопроса − определение базовых понятий вопроса и теорий, с помощью которых явление объясняется. 4) Причины исторических явлений и процессов. 5) Ход исторического процесса − описание и объяснение основных этапов его развития. 6) Значение явления и процесса.
2. Вопросы, ответы на которые служат критерием полноты и всесторонности раскрытия пунктов плана.
3. Понятия, при раскрытии которых студент должен не заучивать, а конструировать их, используя характерные черты, которыми описывается категория (признаки, структура, функции).
4. Хронологическая таблица, которая должна помочь студенту приобрести не только знания хронологии и исторических фактов, явлений, событий, но и навыки усвоения эмпирических знаний.
|
|
5. Практические задания с целью активизации познавательной самостоятельности и логики исторического мышления. Задачи на доказательства решаются следующим образом. 1) Определение того, что нужно доказать. 2) Выявление направлений поиска доказательств. 3) Нахождение конкретно-исторических доказательств опираясь на источники и историографические материалы. Задачи на сравнение решаются так. 1) Даётся определение того, что сравнивается. 2) Выделяются параметры сравнения. 3) Устанавливается общее и различное между сравниваемыми явлениями. С теми же целями возможно составление структурно-логических схем и таблиц, которые студенту надлежит самостоятельно заполнить.
6. В связи с введением компетентностного подхода огромное значение приобретают интерактивные формы работы со студентами. В качестве таковых студентам предлагаются проблемные методы обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод) и различные формы деловых и ролевых игр.
7. Для подготовки ко всем заданиям в конце практикума приведен список рекомендуемой литературы.
Сущность, формы и функции исторического знания.
Методология и теория исторической науки.
История России как неотъемлемая часть истории человечества.
Понятие и классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.