История

Вопросы 11 и 12 рассматриваются вместе.

2014-10-20

Период — в основном 1401-1650.

В Эпоху возрождения происходит мировоззренческая революция, которая, возвысив положение человека в мире, покончила с догматическими установками схоластической науки. Отношение человека к богу вытесняется отношением человека к божественной природе. На место теизма приходит пантеизм.

Величайший мыслитель этой эпохи — Николай Кузанский — указывает на ведущее положение разума в деле познания мира. Это было связано с тем, что идеалом для Эпохи возрождения была античность с её рациональной картиной мира.

История науки 16 века в первую очередь была связана с развитием медицины и биологии. Сочетание алхимии с медициной привело к возникновению так называемой ятрохимии(?). Ятрохимия(?) рассматривает процессы, происходящие в организме, как химические. Соответственно, она характеризует болезнь как нарушение химического равновесия.

Это утверждение актуально до сих пор. Не обязательны таблеточные формы воздействия, возможны другие. Но в основе — химическое равновесие.

Основоположник ятрохимии(?) — великий алхимик и врач Парацельс.

Происходит дальнейшая систематизация в области биологических наук, что приводит к открытию нидерландским натуралистом Левенгуком микроорганизмов. С возникновением эмбриологии, в биологии возникают два противоположных направления: эпигенез и преформизм.

Представители эпигенеза, в частности, Рене Декарт, были последователями Аристотеля и считали, что формирование организма (функции тканей, органов) определяется исключительно внешними факторами.

Сторонники преформизма, в частности, Лейбниц, доказывали обратное, утверждая, что развитие организма есть лишь количественный, а не качественный рост того, что изначально содержится в зародыше.

Вторая концепция лучше сочеталась с религиозной доктриной креационизма (сотворённости): сотворив мир, бог предопределил суть каждой вещи. Такая позиция не противоречила тем культурно-историческим особенностям и тому научному содержанию, характеризующему мир в целом, которые имели место до средневековья и в эпоху средневековья. Она вполне вписывалась в контекст Аристотелево-Птолемеевой геоцентрической модели картины мира. Геоцентрическая модель устраивала теологию и традиционную религиозную культуру.

Первый, решительный шаг к построению классической картины мира совершил польский астроном Николай Коперник.

На фоне формирования в Эпоху возрождения нового мировоззрения геоцентрическая система Птолемея перестала удовлетворять необходимости пересмотра этой модели мироустройства. Требовали и астрономические открытия 16~17 веков:

Гелиоцентрическая модель Коперника. В 1543 году вышла работа Коперника «о вращении в небесных сферах», где Коперник математически обосновал гелиоцентрическую идею. Новая система, в противовес Птолемеевой, поместила в центр мира звезду Солнце. Основываясь на ней, в начале были построены новые астрономические таблицы, затем, в 1582 году была произведена реформа Юлианского календаря: был введён Григорианский календарь. Научная ценность гелиоцентрической системы, что она позволяла объяснить ранее непонятные явления (e.g. причины смен времён года, суточного движения небосвода &c). Теория Коперника полностью подорвала тот метод познания и то мировоззрение, на котором основывалась схоластическая наука. Первый мировоззренческий вывод из идей Коперника сделал итальянский монах Джордано Бруно, заявивший (в отличие от самого Коперника), что звёзды не образуют замкнутой сферы → во вселенной много систем подобных нашей Солнечной. (По Копернику, Космос стал больше, но по-прежнему конечный замкнутый, включающий 36 «кругов мира»). За подобные сверхреволюционные астрономические явления Джордано Бруно был сожжён инквизицией в 1600 году в Риме. Наступил 17 век.

В 1609 году появляется работа астронома и математика Иоганна Кеплера «Новая, изыскивающая причины астрономия, или физика неба». В 1619 году вышла работа «Гармония мира». Кеплер математически интерпретирует Коперника. Более того, он утверждает идею эллиптического характера орбит. Он осуществил математическую обработку математических наблюдений, выполненных и завещанных ему датским астрономом Тихо Брага, который, до Кеплера, наблюдая за кометами, в отличие от Коперника пришёл к отрицанию независимых материальных сфер и к замене их орбитами.

Физика с греч. означает природа.

Космическое пространство стало как бы нематериальным, в котором было эллипсоидальное движение материальных тел.

Законы Кеплера окончательно сформировали идею математической гармонии во Вселенной. Для этого пришлось отказаться от тысячелетнего предрассудка, гласившего, что планеты движутся по круговым орбитам с равномерной скоростью.

Кеплер первым поставил вопрос о физической причине такого движения: силой, заставляющей двигаться планеты, является магнитное(sic) притяжение Солнца.

Наиболее существенный вклад в формирование гелиоцентрической модели внёс Галилео Галилей (вторая половина 16 ~ первая половина 17 веков). Галилей, благодаря сконструированному им же телескопу открыл горы и впадины на Луне, пятна на Солнце и четыре спутника Юпитера. Картина мира с Землёй в центре, таким образом, рушилась, потому что Юпитер оказался центром для своих спутников.

Кроме того, Галилей обосновал единство законов физических и математических как для земного, так и для небесного миров. Космос стал един. Принципы движения тел под принципом сил изложены Галилеем в «Диалоге о двух системах мира». Этой работой был заложен фундамент классической механики, а вместе с ней и всей классической науки.

Хотя Галилей и не воспринял идей Кеплера, тем не менее он дал физическое обоснование гелиоцентрической модели Коперника, которая с 1616 года была запрещена церковной инквизицией.

За свои идеи Галилей дважды представал перед судом инквизиции: в 1616 и 1633 годах. Во время второго процесса его вынудили отречься от своих взглядов и признать ложность взглядов Коперника.

Легенда приписывает ему слова «И всё-таки она вертится!»

Галилею характерно отрицание привилегированного положения человека, Земля — такая же планета, как и другие, человек, возможно, не единственное творение бога. На основе этой позиции происходит секуляризация всей европейской культуры.

Галилей считает, что Солнце — идеальное сферическое тело, и он утверждает в отношении земных процессов принцип относительности.

«На основе механических наблюдений внутри одной системы невозможно установить, находится она в состоянии покоя или в равномерном одностороннем движении» — Галилео Галилей.

В связи с этим, за Галилеем признаётся в качестве основного вклада в развитие науки именно тот факт, что он ввёл в физику понятие ускорения и сформулировал принципы инерции, инерциальной системы и принцип относительности. Введение понятия ускорения позволило раскрыть сущность воздействия физических сил. Принцип инерции показывал тождественность покоя и равномерного прямолинейного движения. А принцип относительности указал на эквивалентность различных инерциальных систем отсчётов.

Все эти выводы Галилей получил путём обобщения. Поэтому именно он считается отцом математического естествознания.

ИСТОРИЯ.

Методические рекомендации для проведения практических занятий студентов всех направлений уровня бакалавриата и специальности 210601.65. всех форм обучения.

Шахты 2012 г.

УДК 94.47+57.

ББК 63.3 (2 Рос.)

Ш 514.

Авторы:

доцент кафедры

“Философия и история” Токарева Н. А.

доцент кафедры

“Философия и история” Шестаков Ю.А.

Рецензенты:

д.и.н. профессор Казаров С.С.

к.и.н. доцент Бондарев В.И.

Токарева Н. А., Шестаков Ю. А. История: методические рекомендации для проведения практических занятий / Ю. А. Шестаков, Н. А. Токарева – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2012. – 38 с.

В методических рекомендациях для проведения практических занятий, в соответствии с программой, изложен материал, обеспечивающий подготовку студентов, всех направлений уровня бакалавриата и специальности 210601.65. очной и заочной форм обучения к практическим занятиям по курсу «История».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: