Техническое представление об использовании музыкальных средств

Смысл контакта между пациентом и терапевтом - совместное создание музыкального пространства. Техническое исполнение этой задачи строится на музыкальном импровизировании терапевта, основанном на ритме (конституциональном, биологическом), а также мелодике, задаваемыми ребенком. Репрезентация этого ритма может происходить как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственная репрезентация - почти идеальное определение: слишком небольшое количество детей могут сразу, без опосредованной деятельности выразить свой собственный конституциональный ритм с помощью пианино (или любых других средств) и позволить терапевту импровизацию. Как правило, используются некоторые виды опосредованной деятельности, которые с помощью таких приемов, как отражение, присоединение и стимуляция помогают вычленить основные ритмические группы, характерные для данного ребенка, и зафиксировать их в мелодию.

1. Наиболее часто "вычисление" ритма, отражение его в мелодию происходит через свойственные ребенку пантомимические особенности движений (двигательные стереотипии). Опосредованной деятельностью может явиться танец. Смысл его - переведение двигательных особенностей в широкую композиционную группу. Импровизация терапевта заключается в том, что он буквально интонирует, насыщает мелодическими вариантами ритм движений ребенка. Наиболее резкие и выразительные элементы движения маркируются с помощью, например, звучания бубна или движениями руки с разноцветными лентами, ярким шарфом. Одновременно с помощью голоса терапевт создает аналогично интонированную музыкальную композицию.

2. Стимулирование репрезентации ритма ребенком происходит наиболее успешно через совместное рисование. Это наиболее простой метод. Терапевт наносит на лист бумаги линию или точку и предлагает ребенку краску и кисть. Интенсивность и протяженность рисунка ребенка (линии, точки, кляксы) терапевт интонирует голосом. Делая то же самое и по отношению к своим элементам рисунка, терапевт создает устойчивую ритмическую группу, которую можно исполнить на пианино уже в качестве совместной мелодии и импровизировать, исходя из нее, вместе с ребенком.

3. Особую сложность представляет работа с детьми, для которых звук музыкального инструмента настолько значим, что они не могут воспринимать группу звуков сразу. Для них мелодия состоит скорее из безмолвия, пауз, в которых изредка появляется один звук. Такие дети, как правило, присоединяются к ритму, подобранному терапевтом. Они довольно легко усваивают, делают своим этот ритм и аккомпанируют ему, например, дуэтом на барабанах.

Таким образом, вычлененные ритмы становятся первым знаком совместно созданного музыкального пространства. От них берут начало дальнейшие совместные мелодические композиции, где постоянные импровизации терапевта расширяют и углубляют исходный набор музыкальных средств, выявляют новые музыкальные сочетания, гармонию. Уверенный дуэт терапевта и пациента с помощью музыкальных инструментов дает основание думать, что аутичный ребенок овладел этим видом коммуникаций и может использовать их в качестве средства для освоения следующих этапов совместной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: