Этап II. Установление первичного контакта

Первичный контакт с аутичным ребенком является определяющим для всего дальнейшего процесса работы с ним. Мы уже писали выше, что такой ребенок очень чувствителен к нарушению дистанции и неохотно идет на контакт с кем-либо. В наиболее тяжелых случаях стремления к контакту не обнаруживается или даже отмечается отвержение и активное избегание контакта. Тем не менее, специальные психотерапевтические подходы позволяют создать у аутичного ребенка потребность контакта, развить и реализовать даже самый незначительный коммуникативный потенциал и установить контакт на том или ином уровне в подавляющем большинстве случаев аутизма у детей (В.ВЛебединский и др., 1990; О.С.Никольская и др., 1997).

Основным условием создания такого контакта является то, что ребенок воспринимает ею как безопасный, а экспрессия со стороны терапевта (по крайней мере, на первых этапах) должна быть нейтральной. Ведущим установочным мотивом терапевт должен считать свое желание войти в контакт с аутичным ребенком, сохраняя здоровую, внимательную тактичность. Следует сохранять благожелательный нейтралитет в первичном контакте с таким ребенком, передать всю инициативу контакта ему, поскольку любая неосторожная инициатива терапевта может ощущаться ребенком как насилие и заставит его принять оборонительную позицию.

В начале контакта терапевт отмечает в основном невербальное поведение пациента. По нашему мнению, показателем того, что ребенок готов контактировать, часто является поза, о которой можно сказать, что пациент "замер". При этом скорее всего не будет устанавливаться глазного контакта, мало изменится мимика и даже поза. Это скорее легкая настороженность, прислушивание. Это означает, что ребенок зафиксировал нового человека на границе своей эмоционально заряженной дистанции.

Тактическая задача терапевта - прежде всего уменьшить арах, смягчить напряжение, которое возникает у ребенка при контакте с человеком в принципе. Поэтому на первый же момент терпевт должен создать прецедент безопасного доверительного контакта. Эта задача выполняется терапевтом при каждой встрече с ребенком, чтобы была выполнена основная стратегическая цель: в конечном итоге аутичный ребенок должен почувствовать, что с взрослым человеком (терапевтом) лучше, чем без него.

Равноправным установочным мотивом для терапевта должно являться осознанное убеждение в том, какую серьезную ценность представляет контакт с таким ребенком для личности терапевта. Представление о том, что аутичный ребенок действительно может научить терапевта внутреннему покою, помочь вспомнить первичный язык и научиться общаться на нем, буквально расширить мироощущение самого терапевта, - такое представление требует относиться к контакту как к двухстороннему обучению, сотрудничеству.

Сигналами для терапевта в первичном контакте является невербальная часть коммуникаций, и мы считаем, что аутичный ребенок так же, если не более, искушен и чтении наших невербальных проявлений. Вследствие этого мы пользуемся таким термином, как "направленный посыл". Например, терапевт может поздороваться с ребенком в первоначальном контакте просто про себя, не произнося приветствие вслух. Как правило, ребенок "читает" такие посылы адекватно, и для терапевта главное - быть искренним в этот момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: