Лекция 2. Эволюция управления как научной дисциплины. Подходы и школы в управлении

Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований - относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

Управление и организации до 1900 года

Образцом формальной организационной структуры может служить Римская империя, жизненный цикл которой - сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, губернаторы окраинных территорий, наличие дорог - связь территорий. Часто руководство осуществлялось 1 человеком. Если это был лидер и хороший правитель (Юлий Цезарь) - дела шли хорошо. Если Нерон, то жизнь мрачнела.

Первый взрыв интереса к управлению произошел в 1911 году. Вышла книга Тейлора “Принципы научного управления”. Основная сила, подстегнувшая интерес к управлению - промышленная революция в Англии. Но идея, что управление само может внести вклад в развитие организации, зародилась в Америке. В этой стране, как в никакой другой, ценилось трудолюбие, предприимчивость, компетентность, нарушались традиции, связанные с происхождением и национальностью. Создание дорог, отсутствие госрегулирования в предпринимательстве, рост отраслей промышленности способствовало возникновению крупных организаций и потребовало формализованных способов управления.

Развитие управления как научной дисциплины не было последовательным продвижением. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях: математика, инженерные науки, психология, социология. По мере развития этих областей знания, исследователи в области управления узнавали о новых факторах, влияющих на успех организации. Огромно влияние научно-технического прогресса.

Подходы к управлению

Теоретики и практики в области общего менеджмента выделили процессный, системный и ситуационный подходы в управлении, а также подходы с позиций выделения различных школ в управлении. Прежде, чем мы рассмотрим в отдельности особенности подходов и разных школ управления, необходимо отметить, что в реальности существует и реализуется интегрированный подход, цель которого - направленность на успех организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: