Менеджмент в физической культуре и спорте

Конспект лекций

Тверь 2004

Составитель: к.ф-м.н., доцент Т.А.Дабижа

Настоящий конспект лекций представляет собой систематическое изложение основ общего и отраслевого менеджмента в рамках прочитанного для студентов 3 курса дневного и заочного отделений факультета физической культуры курса «Менеджмент в физической культуре и спорте», который является частью общей дисциплины «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта». В основе требований, предъявляемых Государственным образовательным стандартом к специалистам в области физической культуры и спорта, лежат представления о принципах организации трудовых процессов, о разработке, принятий и реализаций управленческих решений в процессе профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорте.

Конспект не исчерпывает весь спектр управленческих проблем организации физкультурно-спортивной направленности, но дает общие представления и оказывает практическую справочную помощь.

Печатается по решению кафедры естественнонаучных дисциплин

(протокол №7 от 16.03.04.)

Подписано в печать 26.05.2004.

Усл. печ. л. 2,5. Уч.-изд. л. 2,3.

Тираж 100 экз.

Исходные понятия и предмет учебной дисциплины

“Менеджмент физической культуры и спорта”

В настоящий момент времени среди специалистов сложилось две основные точки зрения на соотношение понятий “управление” и “менеджмент”. Одни используют их как идентичные и взаимозаменяемые, другие придерживаются мнения, что понятие “управление” значительно шире понятия “менеджмент”.

В отечественных изданиях “управление” в самом общем виде рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. В рамках этого понятия можно вести речь и о специфической управленческой деятельности человека в различных сферах - неживой и живой природе и социальной жизни.

В физической культуре и спорте (ФКиС) правомерно употреблять понятие “управление” ко всем названным сферам. Например, спортсмен управляет специфическими транспортными средствами (автомобилем, самолетом, яхтой, санями и т.п.); в ряде случаев воздействует на объекты живой природы, управляя лошадью, собаками, оленями. При этом управление не ограничивается только животными. Поскольку ФКиС относится к сфере нематериального производства, социальной жизни, то объектами управления выступают и спортсмены как биосоциальные и социобиологические объекты (управление подготовкой спортсмена), а также правомочно использовать “управление” применительно к ФКиС как отрасли народного хозяйства. При этом управление ФКиС представляет собой систему конкретных методов и форм сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного развития отрасли ФКиС в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей в физическом совершенствовании.

Понятие “менеджмент” стало использоваться в нашей стране в начале формирования в России рыночных отношений. Понятие заимствовано из английского языка и отличается широкой трактовкой содержания. “Менеджмент”- это и эффективное использование ресурсов, таких как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью; “М”- это способ, манера общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость и административные навыки, орган управления, административная единица, теория и практика управления. Довольно часто менеджмент трактуется как управление в конкретной организации, как внутрифирменное управление

Менеджмент - это система рациональной организации управления производственной деятельностью, направленная на эффективное достижение запланированных результатов, это область человеческого знания, помогающая осуществлять разумное и эффективное управление, это социальный слой людей, профессионально занимающихся управлением.

Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце 19 века. Основные усилия менеджмента как науки направлены на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

Менеджмент как искусство требует не только систематического пополнения научных знаний, но и постоянного развития личностных качеств менеджера, его способностей применять полученные знания в нестандартных ситуациях реальной жизни, умения мотивировать подчиненных и т.п.

Менеджмент как функция реализуется посредством выполнения ряда управленческих действий. Развитие разделения труда привело к тому, что деятельность по управлению обособилась от производственной функции.

Менеджмент как процесс, представляет собой взаимосвязь таких основных функций как планирование, организация, мотивация и контроль, а также - коммуникация и принятие решения.

Одной из важнейших характеристик современного менеджмента как совокупности профессионально подготовленных специалистов является ориентация на “команду”, которая рассматривается как ключевой ресурс ее эффективной деятельности.

Менеджмент нередко ассоциируется с аппаратом управления, его структурным составом, характером связей между звеньями и уровнями структуры управления, полномочиями и ответственностью работников, занимающих различные должности.

Предметное многообразие менеджмента затрудняет его представление в виде четко сформулированных правил и рецептов деятельности. Поэтому современный менеджмент в ФКиС должен рассматриваться скорее как система наиболее общих представлений о физкультурно-спортивных организациях и “внутрифирменном” управлении ими.

Курс “Общий менеджмент”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: