Классическая или административная школа управления

(1920-1950)

Авторы, создатели данной школы - руководители высшего звена. Анри Файоль - отец менеджмента - руководил большой компанией по добыче угля. А.Рейли, Слоун - “Дженерал моторз”. Их заботу составляла эффективность работы большой организации. Цель - создать универсальные принципы управления. Главный вклад Файоля в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций. Им были разработаны принципы единоначалия, которые справедливо используют в практике управления и сегодня. Таких принципов 14: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь-ряд лиц в иерархическом порядке, порядок - место для всего и все на своем месте, справедливость - сочетание доброты и правосудия, стабильность места для персонала, инициатива, корпоративный дух.

Школа человеческих отношений (1930-1950) и поведенческих наук (1950-до наших дней)

Обе школы появились, когда психология была в зачаточном состоянии. Интересы управленцев и психологов не пересекались. Человеческий фактор как основной элемент эффективности организации многими управленцами в полной мере не осознавался. Но поскольку “менеджмент - обеспечение выполнения работы с помощью других лиц” - человеческим отношениям в организациях стали придавать больше значения. Стало понятно, что у работников имеются такие потребности, которые лишь косвенно, частично удовлетворяются деньгами. Развитие психологии и социологии сделало изучение поведения человека на рабочем месте более научным. Лайкерт, Маслоу, Мак Грегор, Герцберг - эти ученые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, коммуникации в организации. Школа человеческих отношений сосредотачивала внимание на межличностных отношениях, а поведенческая школа стремилась оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Цель - повысить эффективность организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: