Социальный конструкционизм и речевое общение

Дж. Шоттер и К. Джерджен [Shotter, Gergen 1994: 14—24] взяли на себя труд сформу­лировать программные тезисы об отноше­нии социального конструкционизма к про­блемам языка и речевой коммуникации:

1) сообщения о «действительности» возникают в развертывающемся во времени свободном потоке непрекращающейся коммуникативной активно­сти человеческих сообществ;

2) высказывание приобретает смысл только как конститутивная часть раз­вивающегося диалога; отдельно взятое высказывание не имеет смысла;

3) ответные высказывания создают все новые смыслы и обусловливают дальнейшее развитие диалога, постоянно изменяя контекст разговора;

4) только с привлечением категорий социолект, речевые жанры и т. п. можно объяснить, как соответствующие дискурсы обеспечивают функциони­рование социальных групп в качестве динамических реляционных целостных

сущностей, поведенческих идеологий, «которыми живут» (behavioral and lived ideologies);

5)по мере того как лингвистически координированные социальные отно­шения становятся «историей» и затем упорядочиваются или ранжируются, появляются «официальные» версии описания мира и собственных «Я», т. е. локальные дискурсивные онтологии и социальные санкции для их поддержа­ния [ср.: Баранов, Сергеев 1988а];

6) локальные онтологии и системы морали в «западной» культуре отво­дят приоритетную роль индивидуальности;

7) психологическая речь, которая предположительно ведется о наших восприятиях, воспоминаниях, мотивах, суждениях, не выражает некой су­ществующей вне момента высказывания внутренней реальности ментальных репрезентаций, она заключается в самих этих сообщениях, формулируемых в зависимости от позиции говорящего в коммуникативном контексте.

Итак, социальные подходы к изучению межличностного общения, объе­диняет, во-первых, признание социально конструируемой реальности; во-вто­рых, стремление к «мягкой» рефлексивной исследовательской позиции; в-тре­тьих, акцент на изучении социокультурных, а не индивидуальных факторов; в-четвертых, анализ символов [Leeds-Hurwitz 1992: 131—132]. Эти положения социального конструкционизма созвучны дискурсивной онтологии. Принцип дискурсивного «построения» социального мира использован некоторыми другими теориями, в частности, теорией социальных представлений, о кото­рой речь пойдет ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: