Принцип воспитывающего обучения

Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономер­ность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздей­ствие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материа­ла, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу, стремится эффективно ис­пользовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства, со­блюдает следующие правила:

• целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет вос­питание при изучении любой дисциплины;

• добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, форму­лировками, символами учащиеся понимали явления природы и обществен­ного прогресса, реальное существование объективного мира; за формой — содержание, за явлениями — сущность, за внешними признаками — внут­реннее состояние материального мира и его закономерностей;

• использует воспитательные возможности каждой темы, каждого урока;

• учебный процесс строит таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотно­шениях;

• уважительно относится к личности обучаемого и одновременно про­являет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основан­ная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелатель­ность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорга­низованности, непослушанию обучаемых;

всем своим обликом, поведением, общественной активностью, граж­данственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей;

•не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и
внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей.

Принцип связи теории с практикой

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение науч­ных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших пу­тей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого принципа лежат закономерности: практика — критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результа­тов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обу­чения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Реализации данного принципа способствуют правила:

• опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;

• показ области применения теоретических знаний;

• изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;

• использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий;

• применение знаний на практике;

• показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, поло­жений;

• решение задач и упражнений на основе производственных достиже­ний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: