Лекция 8
Уравновешивание механизмов и регулирование движения машины
Цель: ознакомить с видами неуравновешенности и способами ее устранения; сформировать понятие о движении механизма под действием заданных сил и показать, как составляется уравнение движения машины; ознакомить с методами регулирования периодического и непериодического движения.
План:
1. Виды неуравновешенности механизмов.
2. Статическое и динамическое уравновешивание вращающихся звеньев. Балансировки роторов.
3. Уравновешивание машин на фундаменте
4. Движение механизма под действием заданных сил. Приведение сил и масс в механизмах.
5. Законы и уравнения движения механизма. Режимы движения машины.
6. Средняя скорость и коэффициент неравномерности движения.
7. Регулирование неравномерного установившегося периодического движения с помощью маховика.
8. Регулирование неравномерного неустановившегося движения с помощью центробежного регулятора
Виды неуравновешенности механизмов.
|
|
Цели уравновешивания и балансировки
При движении звеньев с переменными скоростями (с ускорением) возникают силы инерции и их моменты, которые принято называть динамическими нагрузками. Их возникновение приводит к вибрации и шуму, которые устраняются уравновешиванием звеньев при проектировании механизма. Это достигается соответствующим подбором масс и моментов инерции.
Для устранения малой неуравновешенности, возникающей после изготовления звеньев и их монтажа из-за несоблюдения размеров в процессе изготовления, неточности сборки, неоднородности материала, звенья балансируют.
Существуют 2 вида неуравновешенности:
1. Статическая, когда главный вектор сил инерции не равен нулю;
2. Динамическая, когда главный вектор момента инерции не равен нулю.
Статическое и динамическое уравновешивание вращающихся звеньев. Балансировки роторов.
Для полного уравновешивания вращающихся масс необходимо и достаточно двух условий:
1) центр тяжести вращающихся масс должен находиться на геометрической оси вращения Oz – условие статической уравновешенности вращающихся масс;
2) геометрическая ось вращения должна являться главной центральной осью инерции вращающихся масс, т. е. главные центробежные моменты инерции Jzx и Jzy должны быть равны нулю – условие динамической уравновешенности.
При выполнении указанных условий ось вращения Oz будет свободной от инерционных нагрузок.
Пусть звено, схема которого представлена на рис. 8.1, вращается равномерно с постоянной угловой скоростью w. Центры тяжести масс этого звена отстоят от оси вращения на расстояниях радиусами . Сила инерции каждой массы при равномерном вращении звена направлена вдоль радиуса от оси вращения и равна .
|
|
Рис. 8.1. Схема вращающегося звена, массы которого не уравновешены