Понятие инноваций и их роль в развитии предприятии

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой техники, новых конструкций и изделий;
  • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • исследование, разработку и приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Её цель –предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами –конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта.

Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат:

  • необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;
  • изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
  • совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, т.е. давление спроса;
  • активизация конкурентов;
  • конъюнктурные колебания;
  • структурные отраслевые изменения;
  • появление новых дешёвых ресурсов, расширение рынка факторов производства, т. е. давление предложения и т.д.

Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия являются;

  • стремление увеличить объём продаж;
  • расширение доли рынка, переход на новые рынки;
  • улучшение конкурентоспособности фирмы;
  • экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;
  • максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели:

  • материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр;
  • кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
  • научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;
  • информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчётов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;
  • организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
  • инновационные, характеризующие наукоёмкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений и изобретений и т.д.;
  • рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;
  • экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;
  • финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: