Методы оценки инновационной политики предприятия

В основе оценки эффективности инновационной политики предприятия лежит сравнительный анализ объёма предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам. Поэтому наиболее важной проблемой в это случае, также как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сопоставления доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причиной необходимости проведения процесса дисконтирования (т.е. приведения в сопоставимый вид) может являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.

Методы оценки эффективности инновационного проекта подразделяются на две группы, основанные: а) на дисконтированных оценках; б) на учётных оценках.

Так, методами оценки эффективности проекта, основанными на учётных оценках (без дисконтирования), являются период окупаемости (РР), коэффициент эффективности инвестиций (ARR) и коэффициент покрытия долга (DCR).

Методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, номы доходности и т. д. К этим показателям относят: метод индекса рентабельности (PI),чистую стоимость, иначе называемую «чистый дисконтированный доход» (NPV)» и внутреннюю ному доходности (IRR)

Все выше названные методы оценки проекта схематично показаны на рис.

Традиционные методы оценки проекта широко применяются в финансовой практике.

Метод окупаемости капиталовложений является весьма распространённым. Но его существенный недостаток – в игнорировании будущей стоимости денег с учётом дохода будущего периода и вследствие этого неприменимость дисконтирования. В условиях инфляции, резких колебаний ставки процента и низкой нормы внутренних накоплений предприятия в реальной российской экономике этот метод недостаточно точен.

Тем не менее следует обратить внимание на методику расчёта коэффициента эффективности инвестиций, понимаемого как средний показатель прибыльности за весь период деятельности проекта.

Этот коэффициент рассчитывается делением среднегодовой прибыли на среднегодовую величину инвестиций. Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала (итога среднего баланса –нетто).

Все три традиционных показателя, основанных на учётной оценке, не учитывают временной составляющей денежных потоков. Они не стыкуются с факторным анализом и динамикой денежных потоков в экономической реальности. Поэтому наиболее полно проект можно оценить, применяя методы, основанные на дисконтированных оценках.

Метод индекса доходности (IR) ориентирован на анализ отношения суммы приведённых эффектов к величине приведённых капитальных вложений:

Где IR – индекс доходности; Kt – капитальные вложения на t- м году, руб.; Rt – результаты (доход) на t-м году, руб.; St – затраты, осуществляемые в t –м году, руб.

Если индекс доходности положителен, то проект рентабелен; если он меньше единицы, то проект неэффективен.

Чистая текущая стоимость (ЧТС, или NPV) является чистым дисконтированным доходом и определяется как сумма текущих эффектов за весь расчётный период. При этом величина дисконта может быть постоянной или переменной. NPV вычисляется по формуле:

Где NPV- чистая текущая стоимость проекта; Rt – результаты (доход) на t-м шаге, руб.; St – затраты на t –м шаге, руб.

Эффективность проекта рассматривается при данной норме дисконта E на основании значений NPV: чем оно больше, тем эффективнее проект. При NPV меньше единицы проект неэффективен.

Метод внутренней нормы доходности (ВНД, или IRR) выявляет ту норму дисконта Eвнд, при которой величина приведённых эффектов равна величине приведённых капиталовложений.

Проект эффективен, если ВНД (IRR) равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал.

Расчёты по ВНД и ЧТС могут приводить по одному проекту к противоречивым результатам. Это объясняется либо ошибкой в выборе требуемой нормы дисконта Е, либо разночтением требований инвестора и проектного менеджера к норме дохода. В любом случае следует отдать предпочтение ЧТС.

85. Понятие бизнес – плана и его роль в планировании.

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес- план.

Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждающегося во внешней помощи (партнёра или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы, не утратив своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования. Бизнес-планы разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес –планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций.

Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчётливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами:

  1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компании высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учётом всех факторов.
  2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно ещё и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес- план.
  3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учётом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционный политики и сделало бизнес –план столь популярным инструментом планирования бизнеса.
  4. Выделяют несколько функций бизнес-планирования. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей экономической стратегии предприятия. Вторая – предполагает привлечение денежных средств (ссуд, кредитов) со стороны. Третья – это функции планирования, которая даёт возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия. Четвёртая функция отражает привлечение к осуществлению проектов, реализации планов развития предприятия потенциальных партнёров, которые могут вложить собственный капитал или технологию

Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, ёмкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.

Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жёсткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.р. Бизнес-план – это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа.

Бизнес-план всегда имеет адресата. Им мет быть партнёр –инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.

86. Содержание и порядок разработки бизнес – плана.

Стандартный бизнес – план имеет определённую структуру и последовательность разделов. Бизнес – план включает следующие содержательные блоки.

Резюме (или введение) – краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить.

Общая часть, в которой описываются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес – плана, предмет бизнес- плана, своеобразие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чём, собственно состоит неудовлетворённая потребность, диктующая необходимость создания или развития данного бизнеса; описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом. Главное назначение этой части бизнес-плана – продемонстрировать адресату бизнес-плана, что именно данная фирма (структурное подразделение), люди, её возглавляющие, по своим знаниям, опыту работы в состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им (и почему) можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнёра или вышестоящего руководства.

Основная часть обычно состоит из следующих разделов: описание предприятия; описание продукции (работ, услуг); анализ рынка; конкуренция.

План маркетинга показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана.

Назначение данного раздела бизнес-плана - показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чём следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.

Оперативные планы – это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, сети снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т.п. Очень часто данные вопросы рассматриваются в разделе «План производства».

Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, - это план капитальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок, технической доработки продукции и услуг, модернизации технологии производства.

Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.

Финансовый раздел бизнес-плана обязательно включает три основных документа (план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчётный баланс), а также предварительные замечания – своего рода комментарии по финансовым условиям бизнеса (порядок расчётов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.).

Не менее важно составить наиболее вероятный оптимистический и пессимистический прогнозы финансовых результатов, а также рассчитать издержки по подготовке к пуску производства(табл.)

Таблица. Издержки производства

Единовременные расходы Оборудование, машины, движимое имущество Стоимость установки оборудования Благоустройство территории и реконструкции производственных помещений Начальные запасы сырья и материалов Различного рода единовременные выплаты Плата за лицензии Регистрация и презентация Наличность для неожиданных расходов Итого единовременных расходов  
Текущие (повторяющиеся) расходы за три месяца Вся заработная плата и вознаграждения Аренда Реклама Транспортные расходы Эксплуатационные расходы Страхование всех типов Налоги Выплата процентов по займам и кредитам Ремонт и профилактика Расходы по подготовке персонала Неожиданные расходы Общие текущие расходы за три месяца Итого издержек подготовки производства  

Один из основных документов финансового раздела – это план доходов и расходов (табл.2). Он показывает финансовую осуществимость нового предприятия и готовится, используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты.

Таблица 2. План доходов и расходов

Доходы и расходы Месяцы
         
Доходы от продаж Себестоимость реализованной продукции Валовая прибыль Эксплуатационные издержки, всего В том числе: Заработная плата Амортизация Остаток прибыли до уплаты налогов Налоги Чистая прибыль            

Для составления плана доходов и расходов необходимо прежде всего рассчитать объёмы продаж (по месяцам), а также предусмотреть все возможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам. При прогнозировании общефирменных издержек следует иметь в виду, что план не должен содержать заниженных оценок расходов, и если уж ошибиться, лучше в сторону завышения. Если финансовый план покажет, что даже при таких издержках можно получить прибыль, значит, предприятие имеет неплохие шансы на успех.

Составляя данный план, необходимо определить и точку безубыточности, т.е. такое состояние, пр котором разность между всеми расходами и доходами равна нулю (по сути, это состояние, при котором предприятие не получает прибыли, но и не несёт убытков). Точка безубыточности определяется по формуле:

Безубыточная общие постоянные издержки

величина = ------------------------------------------------------------

объёма продаж Цена единицы изделия – переменные издержки

на единицу продукта

Следующим шагом является подготовка кассового плана (или, иначе, плана движения денежных средств) (табл.3)

Таблица 3 Кассовый план

Поступления и расходы месяцы
         
Начальный кассовый баланс            
Кассовый приход: наличность от продаж платежи по продажам в кредит Займы            
Общая располагаемая наличность            
Расход наличных средств: закупка материалов заработная плата административно-управленческие расходы            
Баланс наличности в конце месяца            

Важно спрогнозировать движение кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых приходов и расходов; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум в потребном оборотном капитале, а также показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заёмные средства.

И наконец, третий документ – балансовый план табл.4). К его составлению приступают после составления плана доходов и расходов и кассового плана, которые используются при подготовке балансового плана (или балансовой ведомости).

Балансовая ведомость характеризует финансовые условия предприятия к определённой дате. Она детально представляет элементы собственности данного предприятия (активы) и величину обязательств (пассивы). Она также показывает чистую стоимость предприятия и его ликвидность (превращаемость в наличные деньги). Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперёд.

Таблица 4. балансовая ведомость ____________, 200 г.

Активы Текущие активы: Наличность Запасы Принятые счета  
Всего текущих активов  
Фиксированные активы: Земля Сооружения Оборудование  
Всего фиксированных активов  
Накопленная амортизация  
Неосязаемые активы: Владение патентами Другие неосязаемые активы  
Всего неосязаемых активов  
Всего активов  
Пассивы Текущие пассивы: Счета, предъявляемые к платежу Векселя, предъявляемые к платежу  
Всего текущих пассивов  
Фиксированные пассивы: Долгосрочные займы Закладные  
Всего фиксированных пассивов  
Структура капитала: Капитал собственников Другие акционеры  
Всего капитала  

В заключение данного раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности предприятия::

  1. чистый доход к продажам. Этот показатель получается делением прибыли после уплаты налогов на объём продаж за год;
  2. текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы. Это текущие активы, делённые на текущие обязательства. Большинство предприятий рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен 2 или выше;
  3. рентабельность. Это чистая прибыль, делённая на инвестированный капитал

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: