Вопросы и упражнения для повторения

1. В чем состоит методологическая роль вопроса, выполняемая им в процессе познания?

2. Что называется базисом (предпосылкой) вопроса?

3. Какие задачи в науке принято называть проблемами?

4. Чем различаются развитые и неразвитые проблемы? Охарактеризуйте те и другие.

5. Какие части включает в себя формулировка проблемы?

6. Раскройте два смысла слова «гипотеза», используемых в научной литературе.

7. Охарактеризуйте основные этапы выдвижения гипотезы.

8. В каком случае предположение считают гипотезой?

9. Назовите основные функции теории.

10. Почему все существующие теории имеют характер относительных истин? Назовите критерии истинности теорий.

11. Произведите анализ следующих вопросов (укажите, к каким видам они относятся, корректны ли они, каковы их предпосылки):

а) Бывает ли он дома по вечерам?

б) Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в крупных размерах?

в) Где и когда была Столетняя война?

г) Какие существительные не спрягаются?

д) Какова длина экваториального радиуса земли?

а) 6378245 м; b) 6356863 м; c) 5643478 м.

12. Охарактеризуйте ответы (определите их вид), данные на поставленный вопрос.

В каком году открыт Московский государственный университет?

Ответ 1: «МГУ не был открыт».

Ответ 2: «МГУ был открыт по инициативе М.В. Ломоносова».

Ответ 3: «МГУ был открыт в ХХ веке».

Ответ 4: «МГУ был открыт в 1825 году».

Ответ 5: «МГУ был открыт в XVIII веке».

Ответ 6: «МГУ был открыт раньше Петербургского университета».

Ответ 7: «МГУ был открыт в царствование Елизаветы Петровны».

Ответ 8: «МГУ был открыт, а потом закрыт».

Ответ 9: «МГУ был открыт через 30 лет после Российской академии наук».

13. Проанализируйте текст и выясните, ставится ли в нем проблема. Если ставится, то какая: развитая или неразвитая?

Задача о квадратуре круга является, по-видимому, самой знаменитой. Ее формулировка: начертить квадрат, площадь которого была бы равна площади заданного круга. Софист Антифон, современник Сократа, переформулировал задачу так: вписать в круг квадрат, потом правильный восьмиугольник, потом шестнадцатиугольник и т.д. Поскольку можно построить квадрат, равный любому шестиугольнику, задача может быть решена, но приближенно. Бризон, тоже современник Сократа, предложил присоединить к вписанным многоугольникам описанные.

14. Проанализируйте текст и выясните, излагается ли в нем гипотеза или только догадка.

Путем наблюдений астрономы установили, что Нептун и Плутон испытывают воздействие со стороны неизвестного тела. Этим телом может быть либо звезда, либо черная дыра, либо десятая планета. Посредством межпланетных станций, запущенных СССР и США, установлено отсутствие звезды и черной дыры (иначе оказалось бы, что Солнце входит в двойную систему). Прямых подтверждений существования десятой планеты нет, хотя есть некоторые косвенные свидетельства. Предполагаемая десятая планета имеет массу, в пять раз большую земной, ее орбита значительно отличается от орбит известных планет.


литература

1. Асмус, В. Ф. Логика: учебник / В. Ф. Асмус. – 2-е изд. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 392 с.

2. Бочаров, В. А. Основы логики: учебник для вузов / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 296 с.

3. Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев: учебник / В. Н. Брюшинкин. – М.: Интерпракс, 1994. – 360 с.

4. Бузук, Г. Л. Логика и компьютер / Г. Л. Бузук. – М.: Владос, 1995. – 175 с.

5. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 528 с.

6. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – М.: Наука, 1993. – 346 с.

7. Гетманова, А. Д. Логика: Словарь и задачник: учеб. пособие для вузов / А. Д. Гетманова. – М.: Владос, 1998. – 336 с.

8. Гетманова, А. Д. Логика: учебник для вузов / А. Д. Гетманова. – М.: Книжный дом «Университет», 1998. – 480 с.

9. Демидов, И. В. Логика: учебное пособие для юридических вузов / И. В. Демидов; под ред. Б. И. Каверина. – М.: Юриспруденция, 2000. – 207 с.

10. Иванов, Е. А. Логика: учебник / Е. А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2001. – 368 с.

11. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2002. – 352 с.

12. Ивлев, Ю. В. Логика: Сборник упражнений: учебное пособие / Ю. В. Ивлев. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Дело, 2002. – 248 с.

13. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник для высших учебных заведений / Ю. В. Ивлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1998. – 272 с.

14. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. – М.: Наука, 1984. – 264 с.

15. Кайберг, Г. Вероятность и индивидуальная логика / Г. Кайберг. – М.: Прогресс, 1978. – 423 с.

16. Ковальски, Р. Логика в решении проблем / Р. Ковальски. – М.: Наука, 1990. – 320 с.

17. Кузина, Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнения: учебное пособие для вузов / Е. Б. Кузина. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 239 с.

18. Малахов, В. П. Основы формальной логики: учебное пособие для экономистов / В. П. Малахов. – М.: Щит-М, 1999. – 291 с.

19. Михалкин, Н. В. Логика и аргументация в судебной практике: учебник для вузов / Н. В. Михалкин. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

20. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 256 с.

21. Рузавин, Г. И. Логика: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.

22. Смаллиан, Р. Как же называется эта книга? / Р. Смаллиан. – М.: Мир, 1981. – 211 с.

23. Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 143 с.

24. Теория и практика аргументации / Институт философии РАН. – М., 2001. – 184 с.

25. Тысцяс, В. Г. Логика: курс лекций / В. Г. Тысцяс. – М.: ПРИОР, 1999. – 159 с.

26. Шуман, А. Н. Философская логика: истоки и эволюция / А. Н. Шуман. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 368 с.

27. Яшин, Б. Л. Задачи и упражнения по логике / Б. Л. Яшин. - М.: ПРИОР, 1997. – 302 с.


[1] Согласно концепции, отстаиваемой отечественным философом В.С. Степиным, существуют два типа цивилизационного развития: традиционный и техногенный. В настоящее время к обществам традиционного типа, т.е. основанным на традициях, принято относить большинство стран Востока, к техногенным - западноевропейские страны, США и т.п.

[2] Простое умозаключение – это умозаключение, не разложимое на какие-то другие умозаключения.

[3] Кондотьеры – предводители военных наемных отрядов в XIV - XV веках в Италии. В условиях постоянных войн между итальянскими государствами приобрели большое значение. Некоторые кондотьеры захватывали власть и становились основателями династий, например, Сфорца в Милане.

[4] В данном виде индукции наличие у некоторого предмета (а), принадлежащего изучаемому множеству, интересующего нас признака (Р) часто называют примером. Соответственно, контрпример - это отсутствие у предмета (а) интересующего нас признака (Р).

[5] Индуктивным обобщением называется суждение о наличии признака (Р) у всех элементов изучаемого множества.

[6] От лат. causa - причина.

[7] Непоследователен, сочетает разнородные, несовместимые, противоположные положения и т.п.

[8] Схоластические споры, т.е. споры чисто словесного характера - один из видов споров «для победы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: