Националистическая идеология

Национализм как идеология возник в XVIII в., в период создания огромных колониальных империй, как форма протеста против национального угнетения и бесправия. В дальнейшем он проявился в разнообразии форм и содержания. Диапазон его политический конкретизации вбирает в себя как антигуманные, античеловеческие доктрины (фашизм, расизм, нацизм), таки национально-демократическую направленность идеологий угнетенных народов, важнейшая проблема для которых – этническое выживание и избежание насильственной ассимиляции, освобождение от колониализма и создание независимого государства.

Националистическая идеология, направленная против национального угнетения, колониальной зависимости и различных форм национальной дискриминации, играет важную роль в истории народов: способствует консолидации и освобождению наций, созданию самостоятельных государств, развитию национальной культуры. Такая прогрессивная, творческая сущность национализма особенно ярко проявилась после первой и, особенно, после второй мировых воин, когда в ходе развернувшейся национально-освободительной борьбы рухнули мировые колониальные империи и образовались десятки независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке. Таким образом национализм может носить прогрессивный характер, когда он способен создать благоприятные условия для общественного развития своего народа, не ущемляя интересы и достоинство иных народов. Национально-демократическая идеология получила широкое распространение в странах Восточной Европы после распада СССР, в некоторых из них сформированы правительство национально-демократической направленности (Литва, Латвия, Эстония, Словакия, Украина, Грузия, Черногория, Македония и др.)

Но национализм часто приобретает агрессивный, разрушительный, зоологический характер, когда содержание его идеологии строится на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремление обеспечить ее привилегии за счет других народов (расизм, нацизм, фашизм).

Фашизм – крайняя, радикальная форма идеологии национализма, сформировавшаяся в Италии в 20-30-е годы ХХ в. под руководством Б. Муссолини. К фашистской идеологии примыкает национал-социализм, являвшийся официальной идеологией гитлеровской Германии. (Соединив в себе принципы фашизма с некоторыми идеями социализма, Гитлер стремился насильственно осуществить главную цель фашизма – установить господство высшей "культуросозидающей" арийской расы).

Важнейшие постулаты фашизма:

- признание нации как высшей и вечной общности, основанной на единстве крови;

- деление нации на высшие и низшие;

- признание немцев, принадлежащих к арийской, нордической расе, высшей, культуросозидащей нацией, т.к. кровь, текущая в их жилах, является носительницей героического духа, творческого гения, чувства ответственности и достоинства;

- исключительность немецкой расы дает ей автоматическое право на осуществление мессианской роли в истории;

- как важнейшая раса, немцы должны господствовать над другими народами, безжалостно подавляя их сопротивление;

- объявление некоторых народов "неполноценными" и подлежащими физическому истреблению (евреи, цыгане);

- в политической сфере – антидемократический (фашистский) режим, безграничная власть вождя (фюрера, дуче, каудильо), руководящего жестко централизованной, построенной по принципам военной организации партией;

- милитаризация экономики и политической сферы.

Наиболее последовательно фашистская идеология осуществлялась в гитлеровской Германии, ее саттелитами-приверженцами были Италия во главе с Муссолине и Испания во главе с каудильо Франко. Хотя антигуманные фашистские режимы были осуждены решением ООН (10 декабря 1948 г.), в современном мире с фашизмом не покончено: попытки его реставрации в форме неофашизма имеют место во многих странах, в том числе и в бывших советских республиках (Латвии, Эстонии, России и др.). Оставаясь на идеологических основах "классического" фашизма, идеологи его модифицированного варианта отбрасывают на задний план гитлеровский тезис о преимуществе немцев над другими европейскими народами и акцент переносится на общность белых людей, которые противопоставляются "цветным" народам, представляющим "смертельную угрозу" цивилизованным нациям.

Одним из "мягких" вариантов национализма является великодержавный шовинизм (от имени Н. Шовена – французского солдата, преклонявшегося перед завоевательной политикой Наполеона І). Шовинизм, как одна из крайнмх форм национализма, характерен для великих держав, колониальных империй, проводивших агрессивную, завоевательную политику с целью расширения своих территорий. Для оправдания этой политики, для удержания завоеванных народов в лоне своего господства, шовинизм использует разные методы и средства, которые имеют свои отличительные черты в каждой из великих держав (английский шовинизм, французский шовинизм, российский шовинизм и др.). Но определяющие принципы этой идеологии – общие для всех великих держав: признание исключительности и превосходства своей нации; пренебрежение достижениями и интересами "малых" народов; оправдание своих захватнических устремлений "благородными" целями приобщения к более высокой культуре; использование в отношении завоеванных народов политики "кнута" и "пряника" (от прямого насилия, подавления до различных форм "поощрения"), манипулирование сознанием и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: