Методологические принципы психологии

Выделяют три главных методологических принципа: детерминизма, системности и развития.

Методологические принципы психологии
Детерминизм Системность Развитие
Целевой Механистический Биологический Психологический Социальный Элементаризм(психика – сенсорная мозаика) Функционализм (психика – это набор функций, напр. На осуществл. Отдельных актов и процессов) Филогенетичез(развитие психики в процессе становл. челов. рода). Онтогенез (развитие психики в процессе жизни)
                 

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические процессы и яв­ления связаны с причинно-следственными отношениями. Все, что происходит в душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло то, а не иное следствие. Эти связи мо­гут объясняться разными основаниями, В истории психологии существует не­сколько подходов к их объяснению.

Период античности. Понимание того, что все процессы в психике взаимо­связаны.

Впервые о детерминизме заговорили Гераклит и Анаксагор. Суще­ствует всеобщий закон Логос - который говорит о том, что должно произой­ти с человеком, с природой в целом. Демокриту принадлежит развернутая концепция детерминизма. «Люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять» (Демокрит). Платон и Аристотель вве­ли понятие целевого детерминизма: душа стремится к определенной цели. Суть вещи и есть ее цель.

Механистический детерминизм (понятие ввел Декарт) просуществовал поч­ти 200 лет. Все процессы в психике подчиняются законам механики.

Гартли – (ассоционистическая психология) считал, что ассоциации в малом (т.е. в психике) и в большом (т.е. в поведении) кругах формируются по законам механики Ньютона.

Биологический детерминизм (19 в) возник с появлением теории эволюции. Дарвина. В рамках этой теории развитие психики определялось адаптацией к среде, т.е. все, что происходит в психике направлено на то, чтобы живое существо лучше приспосабливалось к тем условиям, в которых оно живет.

Психологический детерминизм. Развитие психики объясняется и направляется определенной целью. В античности – цель являлась внешней, (идея или форма), в данном случае – цель присуща самому содержанию души, психике конкретного живого существа, и определяет стремление к самовыражению и самореализации (в общении, познании, творчестве).

Социальный – среда является не просто зонойобитания человека, но и культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания во многом изменяющие процесс становления личности. Культура один из значительных факторов, который влияет на развитие психики, помогающий осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей, качеств и как члена общества.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики. Предполагает, что отдельные психические процессы внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая новые свойства. Первые исследования, предполагали психику как сенсорную мозаику (ощущения, представления, чувства). По законам ассоциаций все элементы связаны между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.

Наконец, принцип развития утверждает, что психика развивает­ся, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения - исследова­ние закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

Согласно этому принципу, определяющему, какие виды разви­тия присущи психическому, существуют два вида развития психи­ки - филогенетическое и онтогенетическое, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития име­ют определенное сходство. Американский психолог С. Холл объ­ясняет это тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения в темпе развития и в последовательности ста­дий невозможны. Теория, которая устанавливала жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапиту­ляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует, развитие может и ускоряться, и замедляться в зависи­мости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития зависит от социальной среды, окружения и воспитания ре­бенка. В то же время невозможно игнорировать и известную ана­логию, реально существующую при сравнительном анализе про­цессов познавательного развития, становления самооценки, само­сознания и т. д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П. П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие объясняется одинаковой логикой станов­ления, саморазвертывания психики при развитии человеческого рода и при развитии отдельного человека.

Выделяются также и различные стороны психического развития: развитие личности, развитие интеллекта, социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов - В. Штерна, Ж. Пиа­же, Л. С. Выготского, П. П. Блонского и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: